Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей СПб ГКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Заказчик):, ООО "Спика-Строй" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя (вх. N 29168-ЭП/21 от 14.09.2021) на действия аукционной комиссии при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (СПб ГКУ "МФЦ"), расположенных по адресу: Санкт-Петербург, ул. Орджоникидзе, д. 31, корп. 1, лит. А (извещение N 0372200278021000059) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 02.09.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200278021000059.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 590 343, 98 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе и нарушении порядка дачи разъяснений положений аукционной документации.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что 13.09.2021 Заказчиком в ответ на поступивший запрос о даче разъяснений положений документации опубликовано разъяснение положений документации об электронном аукционе от 13.09.2021 NРД1 следующего содержания:
"Согласно инструкции словосочетание "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя более указанного значения или равное ему; словосочетание "не должен (-на; -но; -ны) быть менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя более указанного значения или равное ему;
Разъясните, мы правильно понимаем, так как слово "менее" указано в инструкции без словосочетания "должен (-на; -но; -ны) быть", то "должна быть менее" указывается неизменно согласно положения инструкции - Требования к значениям показателей товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов, не описанных в инструкции, являются требованиями к показателям товара, значения которых не могут изменяться.
Касается всех слов в составе которых в инструкции отсутствует "должен (-на; -но; -ны) быть".
ВРУ. Базовый / максимальный ток должен быть 5/60 А. Разъясните, так как наименование согласно инструкции неизменно, то в данном случае необходимо указать одно значение для базового и максимального тока согласно положения инструкции - В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием знака слэш "/" - участнику закупки необходимо предоставить одно конкретное значение из требуемых значений или диапазонов значений без использования вышеуказанного знака?
ВРУ. Описание ВРУ Может содержать аппарат ввода электроэнергии либо быть без вводных автоматов или рубильников. Разъясните, между чем в данном случае установлен выбор?
ВРУ. Описание ВРУ Может содержать аппарат ввода электроэнергии либо быть без вводных автоматов или рубильников. В инструкции присутствует словосочетание "может
(-гут) быть", в то время как "может" отсутствует. Означает это, что "может" указывается в неизменном виде?
ВРУ. Описание ВРУ Может содержать аппарат ввода электроэнергии либо быть без вводных автоматов или рубильников. В инструкции присутствует словосочетание "должен быть", в то время как "быть" отсутствует. Означает это, что "быть" указывается в неизменном виде?
ВРУ. Описание ВРУ Может содержать аппарат ввода электроэнергии либо быть без вводных автоматов или рубильников. Согласно инструкции - В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием союза "или" - участнику закупки необходимо предоставить одно конкретное значение из требуемых значений или диапазонов значений без использования вышеуказанного союза. Разъясните, означает это, что для данного показателя возможно оставить в заявке только слово "рубильников"?
ВРУ. Количество панелей ВРУ должно быть не более 1 шт. Согласно инструкции - словосочетание "не должен (-на; -но; -ны) быть менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя более указанного значения или равное ему; словосочетание "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя менее указанного значения или равное ему;
В то же время, в инструкции отсутствует словосочетание "должно быть не более". Разъясните, означает это, что "должно быть не более" в данном случае указывается в неизменном виде?
ВРУ. Номинальный ток аппарата ввода электроэнергии должен быть до 630 А.
Согласно инструкции - словосочетание "не должен (-на; -но; -ны) быть менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя более указанного значения или равное ему; В случае если требуемое значение показателя товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретное (-ые) значение (-я) показателя из данного диапазона не включая крайние значения.
В то же время, в инструкции отсутствует словосочетание "должен быть до". Разъясните, означает это, что "должен быть до" в данном случае указывается в неизменном виде?
ВРУ. Температура эксплуатации должна быть от -45 до +60 оС.
Согласно инструкции - словосочетание "не должен (-на; -но; -ны) быть менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя более указанного значения или равное ему; В случае если требуемое значение показателя товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретное (-ые) значение (-я) показателя из данного диапазона не включая крайние значения.
В то же время, в инструкции отсутствует словосочетание "должна быть от_ до_". Разъясните, означает это, что "должна быть от_ до_" в данном случае указывается в неизменном виде?
ВРУ. Толщина металла корпуса должна быть более 1,9 мм.
Согласно инструкции - словосочетание "не должен (-на; -но; -ны) быть менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя более указанного значения или равное ему; слово "более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя более указанного значения;
В то же время, в инструкции отсутствует словосочетание "должна быть более". Разъясните, означает это, что "должна быть более" в данном случае указывается в неизменном виде?
ВРУ. Среднегодовая относительная влажность воздуха должна быть менее 75 %.
Согласно инструкции - словосочетание "не должен (-на; -но; -ны) быть менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя более указанного значения или равное ему; слово "менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя менее указанного значения;
В то же время, в инструкции отсутствует словосочетание "должна быть менее". Разъясните, означает это, что "должна быть менее" в данном случае указывается в неизменном виде?
ВРУ. Длина счетчика 1ф должна быть >155 мм.
Согласно инструкции - словосочетание "не должен (-на; -но; -ны) быть менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя более указанного значения или равное ему; символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя более указанного значения;
В то же время, в инструкции отсутствует словосочетание "должна быть >". Разъясните, означает это, что "должна быть >" в данном случае указывается в неизменном виде?
ВРУ. Длина счетчика 1ф должна быть >155 мм. Просьба разъяснить, что значит "1ф"? Как участник закупки должен определить требование заказчика? Касается всех случаев применения сокращений в требованиях.
Светильник тип 1. Световой поток должен быть не менее 3200 лм. Цветовая температура не должна быть менее 4000 К.
Согласно инструкции словосочетание "не должен (-на; -но; -ны) быть менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя более указанного значения или равное ему;
Разъясните, так как "должен быть не менее" в инструкции отсутствует, то указывается неизменно?
Светильник тип 1. Световой поток должен быть не менее 3200 лм. Потребляемая электрическая мощность светильника должна быть не менее 34 Вт. Световая отдача светильника должна быть не менее 85 лм/Вт.
Согласно инструкции - Требования к значениям показателей товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов, не описанных в инструкции, являются требованиями
к показателям товара, значения которых не могут изменяться.
Следовательно, так как "должен (-на) быть не менее" в инструкции отсутствуют, то все эти значения указываются неизменно.
В таком случае, при расчетах наименьших значений получается 34х85 = 2890 лм. В то время как вы требуете не менее 3200.
Невозможно указать значение не нарушив положений инструкции. Просьба разъяснить".
Ответ: Словосочетание "должно быть до" состоит из слов "должно быть" и "до" которые описаны в инструкции.
Ответ: Словосочетание "должен быть не менее" состоит из слов "должен быть" и "не менее" которые описаны в инструкции. Показатель "Световая отдача светильника должна быть не менее 85 лм/Вт." установлен в соответствии с ГОСТ Р 54350-2015. Остальные показатели соответствуют потребностям заказчика. Возможно указать значение не нарушив положений инструкцию".
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации "Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, инструкция по заполнению заявки".
В отношении товарной позиции N 22 "Светильник тип 1" установлены, в том числе, следующие требования: Световой поток должен быть не менее 3200лм; потребляемая электрическая мощность светильника должна быть не менее 36 Вт; световая отдача светильника должна быть не менее 85 лм/Вт.
Инструкция по заполнению первой части заявки содержится в Приложении N 2 к Техническому заданию аукционной документации и содержит следующий порядок предоставления сведений:
"В значениях показателей предложения участника не должно содержаться слов / словосочетаний: "или эквивалент", "должен (-на; -но; -ны)", "должен (-на; -но; -ны) быть", "может (-гут) быть", "допускаются (-ется)", "аналог", "желательно", "допустима (-ы; -о)", "возможность", "не допускаются (-ется)", "нужно", "можно", "при необходимости", "могла (-и)", "следует", "возможен (-на; -но; -ны)", "требуется (-ются)", "необходимо (-а; -ы)", "рекомендуется (-ются)" и их производные.
словосочетание "не должен (-на; -но; -ны) быть менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя более указанного значения или равное ему; словосочетание "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя менее указанного значения или равное ему; словосочетание "не должен (-на; -но; -ны) быть более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное (-ые) значение (-я) показателя менее указанного значения или равное ему;
Требования к значениям показателей товара с использованием иных слов, словосочетаний, символов, не описанных в инструкции, являются требованиями к показателям товара, значения которых не могут изменяться".
Вместе с тем, порядок предоставления сведений в отношении спорной товарной позиции инструкцией по заполнению первой части заявки не регламентирован, а следовательно, указанные требования к значениям показателей могут трактоваться участниками закупки, как требования к показателям товара, значения которых не могут изменяться.
Комиссия УФАС констатирует, что вышеуказанные конструкции, сопровождающие требования к спорной товарной позиции отсутствуют в инструкции по заполнению первой части заявки, что препятствует её должному восприятию участниками закупки и не способствует правильному заполнению заявок.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 65, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка разъяснений положений аукционной документации и установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спика-Строй" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 сентября 2021 г. N 44-4287/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021