Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция по закупкам Комитета по здравоохранению" (далее - Уполномоченный орган):
ООО "Аура Виви" (далее - Заявитель):
в отсутствие представителей СПб ГБУЗ "Городская Покровская больница" (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29180-ЭП/21 от 14.09.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку полумасок фильтрующих для защиты органов дыхания (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 07.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200219621000139. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 475 000, 00 рублей.
В жалобе ООО "Аура Виви" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки, а также в установлении требований о представлении документов, не предусмотренных Закона о контрактной системе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В пункте 6 Правил определено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Комиссия УФАС отмечает, что при составлении аукционной документации Заказчик руководствуется как кодами Общероссийского классификатора по видам экономической деятельности, так и наименованиями, и функциональными характеристиками товара. ОКПД2 Заказчиком определяется исходя из характеристик закупаемого товара и возможности обеспечения целей осуществления закупки.
Код ОКПД2 не является определяющим при решении Заказчиком вопроса о применении или не применении кодов КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям.
Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий на сайте https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код ОКПД2, который был использован при формировании технического задания.
Например, согласно сведениям сайта https://roszdravnadzor.gov.ru, по РЗН 2020/11058 от 30.06.2020 респиратор медицинский зарегистрирован с кодом ОКПД2 32.99.11.120, по РЗН 2018/6856 от 31.12.2020 респиратор медицинский зарегистрирован с кодом ОКПД2 32.50.50.190 аналогично и по ряду других РУ. Отличия в ОКПД2, в данном случае, не препятствуют Заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.
В своем письменном отзыве на жалобу Заказчиком указано, что указанные в запросе позиции КТРУ не соответствуют закупаемым Заказчиком полумаскам фильтрующим, следовательно, в КТРУ отсутствуют позиции с характеристиками (отсутствует указание на одноразовость применения изделия, изделие не имеет фильтр, соответствие стандарту ГОСТ 12.4.294-2015), необходимыми Заказчику для удовлетворения своих потребностей. Ни одна позиция КТРУ - 32.99.11.120-00000005, 32.99.11.120-00000004, 32.99.11.120-00000003, 32.99.11.120-00000002, 32.99.11.120-00000001 не содержит в общей (справочной) информации о технических регламентах и стандартах указания на стандарт ГОСТ 12.4.294-2015.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у Заказчика имелись основания для описания закупаемого товара в порядке, установленном ст. 33 Закона о контрактной системе, без учета характеристик товаров, указанных в КТРУ.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта рассматриваемой закупки содержится, в том числе, в разделе 4 документации об аукционе, из содержания которой следует, что Заказчиком определены следующие требования к закупаемым товарам.
Поставляемый товар должен иметь действующий сертификат соответствия "ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты", установленный требованиями "ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты", выданные органом по сертификации продукции и услуг", принятый, решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878. Поставляемый товар должен быть новым, не быть в залоге или под иным обременением.
Поставляемый товар должен соответствовать нормативно-технической документации, в том числе, но не исключительно:
Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (вместе с "ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты).
При этом, из совокупности требований к закупаемым товарам следует, что Заказчиком осуществляется закупка респираторов, являющихся медицинскими изделиями, которые в последующем будут использованы Заказчиком при оказании им медицинских услуг.
Вместе с тем, согласно п. 1.7 "ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878, действие указанного технического регламента Таможенного союза не распространяется, в том числе, на специально разработанные средства индивидуальной защиты для использования в медицинских целях и в микробиологии.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком требование о соответствии закупаемого товара требованиям ТР ТС 019/2011 не соответствуют требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку ограничивает возможность участия в закупке лиц, осуществляющих поставку медицинских изделий, которые не могут соответствовать требованиям ТР ТС 019/2011.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а доводы Заявителя Комиссия УФАС находит обоснованными в указанной части.
3. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы Заявителя и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 42, 59, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аура Виви" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 сентября 2021 г. N 44-4278/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2021