Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС):
при участии представителей:
ГБОУ школа N 375 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "Мастерфуд" (далее - Заявитель):;
в отсутствие представителей:
Администрации Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 28048-ЭП/21 от 03.09.2021) на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания в государственных бюджетных образовательных учреждениях Красносельского района Санкт-Петербурга, в 2022 году (совместные торги) (извещение номер 0172200005521000247) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 23.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005521000247. Начальная (максимальная) цена контракта - 17 212 728,00 рублей.
В жалобе ООО "Мастерфуд" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неверном применении порядка оценки в отношении его заявки в рамках критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Пунктом 3.32 Административного регламента предусмотрено, что по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
09.09.2021 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, по окончании которого ее состав не изменился.
1. Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки, а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе (с учетом правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 9874/11).
Рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок Комиссией УФАС не осуществляется на основании ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частями 1 и 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе установлено, что под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В силу ч. 5 ст. 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному п. 3 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с ч. 8 настоящей статьи.
Как установлено ч. 6 ст. 54.5 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия оформляет протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в таком конкурсе, который подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком конкурсе. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об идентификационных номерах заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
3) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, конкурсной документации, которым не соответствует заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме данного участника, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о допуске к участию в таком конкурсе и признании его участником такого конкурса или об отказе в допуске к участию в таком конкурсе;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию, установленному п. 3 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации), и о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и присвоении участнику баллов по указанному критерию, предусмотренному конкурсной документацией.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол N 0172200005521000247-1 рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 24.08.2021 (размещен в ЕИС 31.08.2021) содержит результаты оценки, в том числе, в отношении заявки Заявителя.
Указанный протокол содержит следующую информацию о применении порядка оценки в отношении заявки Заявителя:
"В соответствии с пунктом 16.4 раздела 16 конкурсной документации, оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки по форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", установленной в указанном пункте конкурсной документации, техническому предложению о качестве оказываемых услуг по объекту закупки, которое должно состоять из разделов описания оказываемой услуги. Разделами описания оказываемой услуги являются: описание технологии оказания услуг (раздел номер 1); описание контроля качества оказания услуг (раздел номер 2); описание используемого оборудования и машин (раздел номер 3); описание необходимых трудовых ресурсов (раздел номер 4).
Участником закупки в составе первой части заявки предоставлена заполненная форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", содержащая разделы описания оказываемой услуги.
1) Вместе с тем, в строке 1 заполненной формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" в рамках раздела номер 1 - описание технологии оказания услуг, отсутствует описание технологии приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в меню (в соответствии с п. 16.4 раздела 16 конкурсной документации: "Наличием раздела номер 1 является наличие методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности всех действий при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, условий транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд согласно меню, являющимся приложением N 2 к техническому заданию (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню), технологии приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в меню (приложение N 2 к техническому заданию), а также процесса обеспечения надлежащего санитарного состояния в помещении столовой и обеденном зале (в случае если в соответствии с техническим заданием настоящей конкурсной документации приготовление блюд осуществляется на пищеблоке Заказчика) и обеспечения надлежащего санитарного состояния посуды и инвентаря для приготовления блюд, в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
Также: Инструкция по заполнению столбца 1 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указывается номер строки в формате "Строка 1", "Строка 2", "Строка 5" и т.д. Инструкция по заполнению столбца 2 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указывается наименование оказываемых услуг, по которому участником закупки предполагается сделать описание. Инструкция по заполнению столбца 3 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указывается номер раздела описания оказываемой услуги, по которому участником закупки предполагается сделать описание и наименование такого раздела. Инструкция по заполнению столбца 4 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указываются сведения по соответствующему разделу описания оказываемой услуги, указанному в столбце 3 этой же строки. Инструкция по заполнению формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" (общие положения): в рамках одной строки участникам необходимо описывать только один раздел описания оказываемой услуги, при этом все столбцы должны быть заполнены строго в соответствии с настоящей инструкцией.").
Кроме того, участник закупки в составе первой части заявки предоставил отдельными файлами технологические карты блюд (кулинарных изделий) (технологии приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в меню (приложение N 2 к техническому заданию)). При этом, технологические карты не соответствуют требованиям п. 16.4 раздела 16 конкурсной документации, а именно:
В соответствии с требованиями п. 16.4 раздела 16 конкурсной документации, "В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под технологией приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в меню (приложение N 2 к техническому заданию), понимается информация о технологических процессах приготовления, оформления и подачи блюда (изделия), условиях и сроках реализации блюда, наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо, нормах расхода продуктов брутто и нетто на одну порцию, весе готового блюда (кулинарного изделия, мучного кондитерского и хлебобулочного изделия), химическом составе блюда. При этом, по позиции в меню (приложение N 2 к техническому заданию), подразумевающей поставку готового продукта (например, яблоко, огурец и т.п.) от производителя (поставщика, продавца), не требуется в технологию приготовления блюда вносить информацию о технологических процессах приготовления. В случае, если в меню (приложение N 2 к техническому заданию), содержится несколько блюд с одинаковым наименованием, выходом и иными сведениями, содержащимися в приложения N 2 к техническому заданию, в техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки участник вправе описать технологию приготовления такого блюда один раз.
При указании в техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки оформления и подачи блюда (изделия), необходимо также указать в какой емкости (посуде) подается блюдо (изделие)".
При этом, в технологических картах на большинство блюд (например, "Бутерброд с сыром", "Батон обогащённый микронутриентами" и др.) отсутствуют информация, в какой емкости (посуде) подается блюдо (изделие).
Таким образом, описание раздела номер 1 - описание технологии оказания услуг считается не представленным.
2) В рамках предоставленного участником закупки раздела номер 2 - описание контроля качества оказания услуг, отсутствуют минимальные и максимальные сроки устранения недостатков при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс (вместо этого участник закупки указал: "в соответствии с мотивированным отказом", "не установлено") (в соответствии с п. 16.4 раздела 16 конкурсной документации: "Наличием раздела номер 2 является наличие методов контроля качества продукции общественного питания, методов, направленных на контроль качества результата оказанных услуг; методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, и методов контроля за действиями непосредственных исполнителей в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки. При указании в техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки такого устранения недостатков при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс").
Таким образом, описание раздела номер 2 - описание контроля качества оказания услуг считается не представленным.
Таким образом, на основании вышеизложенного, в предоставленном участником закупки техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки отсутствуют описания двух разделов описания оказываемой услуги, включая раздел номер 1 описания оказываемой услуги (описание технологии оказания услуг)".
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В обоснование доводов жалобы Заявитель утверждает, что инструкцией по заполнению первой части заявки не предусмотрено требований о необходимости указания технологии приготовления каждого блюда, поименованного в меню, а также не предусмотрено положений о необходимости указания информации о емкости (посуде) в технологических картах блюд (кулинарных изделий).
Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме (п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присуждаемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присуждаемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присуждаемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Пунктом 16.4 "Оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок в рассматриваемой части:
"Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается следующий показатель:
п/н показателя |
Показатели оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
коэффициент значимости показателя (КЗ), целые |
1. |
Качество товаров (качество работ, качество услуг) |
1,00 |
Для расчета рейтинга заявки (предложения) по показателю, баллы, присуждаемые этой заявке, умножаются на соответствующую указанному показателю значимость.
Рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется по формуле:
НЦБi1 = НЦБi1.1 0,30, где:
НЦБi1.1 - количество баллов, присуждаемых i-ой заявке по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)", умноженное на коэффициент значимости показателя.
Максимальное значение показателя составляет 100 баллов.
Оценка заявок по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" используются следующие термины:
технология оказания услуг - совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности действий при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, условий транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд согласно меню, являющимся приложением N 2 к техническому заданию (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню), технологии приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в меню (приложение N 2 к техническому заданию), а также процесса обеспечения надлежащего санитарного состояния в помещении столовой и обеденном зале (в случае если в соответствии с техническим заданием настоящей конкурсной документации приготовление блюд осуществляется на пищеблоке Заказчика) и обеспечения надлежащего санитарного состояния посуды и инвентаря для приготовления блюд;
контроль качества оказания услуг - методы контроля качества продукции общественного питания; методы, направленные на контроль качества результата оказанных услуг; методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей;
методы - систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели;
используемое оборудование и машины - совокупность оборудования, машин, используемых непосредственными исполнителями при оказании услуг, с обязательным указанием наименований такого оборудования и машин, минимальных характеристик, а также пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг;
необходимые трудовые ресурсы - перечень специалистов, планируемых к привлечению при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому специалисту должности, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, квалификации (при наличии), должностной инструкции, а также инструкции по взаимодействию с другими сотрудниками, планируемыми к привлечению при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс;
разделы описания оказываемой услуги - описание технологии оказания услуг (раздел номер 1); описание контроля качества оказания услуг (раздел номер 2); описание используемого оборудования и машин (раздел номер 3); описание необходимых трудовых ресурсов (раздел номер 4);
оказываемые услуги по объекту закупки - оказание услуг по организации питания.
Начисление баллов по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" производится в соответствии со следующей шкалой оценки:
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
1 |
Отсутствие технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки: не представлено техническое предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки, или представлено техническое предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки не в соответствии с формой "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", или представлено техническое предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки не в соответствии с инструкцией по заполнению формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", или представлено техническое предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки, несоответствующее требованиям технического задания настоящей конкурсной документации, или отсутствует в представленном техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки более двух разделов описания оказываемой услуги, или отсутствует в представленном техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки два раздела описания оказываемой услуги включая раздел номер 1 описания оказываемой услуги. |
0 |
2 |
Наличие технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки с неполным описанием: отсутствует в представленном техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки два раздела описания оказываемой услуги при обязательном наличии раздела номер 1 описания оказываемой услуги или отсутствует в представленном техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки раздел номер 1 описания оказываемой услуги. |
20 |
3 |
Наличие технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки с частичным описанием: отсутствует в представленном техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки один из разделов описания оказываемой услуги при обязательном наличии раздела номер 1 описания оказываемой услуги. |
60 |
4 |
Наличие технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки с полным описанием: наличие всех разделов описания оказываемой услуги. |
100 |
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному показателю значимость.
Оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки по форме "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", установленной в настоящем пункте конкурсной документации, техническому предложению о качестве оказываемых услуг по объекту закупки, которое должно состоять из разделов описания оказываемой услуги.
Техническое предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки должно разрабатываться участником на основе технического задания и приложений к нему, являющимся неотъемлемой частью настоящей конкурсной документации, а также с учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 года N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20", Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03", ГОСТ 30390-2013 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия", санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 года N 36 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20" (далее - СП). Техническое предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в техническом задании и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в техническом задании, а также должно отвечать всем требованиям СП.
При указании в техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо указать в том числе функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков.
При указании в техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки какого-либо контроля (способа контроля), необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль.
При указании в техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки методов контроля качества продукции общественного питания необходимо также указать способы контроля за качеством и безопасностью продукции общественного питания и процедуры обеспечения безопасности продукции общественного питания, основанные на принципах ХАССП.
При указании в техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки контроля за действиями непосредственных исполнителей участнику закупки необходимо указать в том числе виды ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, с указанием случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения.
При указании в техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки последовательности всех действий при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, необходимо также указать режим работы и последовательность операций (от того, как преступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг).
При указании в техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки такого устранения недостатков при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс.
При указании в техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки оформления и подачи блюда (изделия), необходимо также указать в какой емкости (посуде) подается блюдо (изделие).
Наличием раздела номер 1 является наличие методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности всех действий при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, условий транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд согласно меню, являющимся приложением N 2 к техническому заданию (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню), технологии приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в меню (приложение N 2 к техническому заданию), а также процесса обеспечения надлежащего санитарного состояния в помещении столовой и обеденном зале (в случае если в соответствии с техническим заданием настоящей конкурсной документации приготовление блюд осуществляется на пищеблоке Заказчика) и обеспечения надлежащего санитарного состояния посуды и инвентаря для приготовления блюд, в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
Наличием раздела номер 2 является наличие методов контроля качества продукции общественного питания, методов, направленных на контроль качества результата оказанных услуг; методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, и методов контроля за действиями непосредственных исполнителей в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
Наличием раздела номер 3 является наличие перечня оборудования, используемого при приготовлении блюд по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с обязательным указанием наименований такого оборудования, минимальных характеристик и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг (в случае если в соответствии с техническим заданием настоящей конкурсной документации приготовление блюд осуществляется на пищеблоке Исполнителя); перечень иного оборудования и машин, задействованного при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с обязательным указанием наименований такого оборудования и машин, минимальных характеристик и пояснений, позволяющих четко определить сферу их применения в процессе оказания соответствующих услуг, в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
Наличием раздела номер 4 является наличие перечня специалистов, планируемых к привлечению при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием по каждому специалисту должности, профессиональных задач и обязанностей, опыта работы в соответствующей должности, квалификации (при наличии), должностной инструкции, а также инструкции по взаимодействию с другими сотрудниками, планируемыми к привлечению при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под технологией приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в меню (приложение N 2 к техническому заданию), понимается информация о технологических процессах приготовления, оформления и подачи блюда (изделия), условиях и сроках реализации блюда, наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо, нормах расхода продуктов брутто и нетто на одну порцию, весе готового блюда (кулинарного изделия, мучного кондитерского и хлебобулочного изделия), химическом составе блюда. При этом, по позиции в меню (приложение N 2 к техническому заданию), подразумевающей поставку готового продукта (например, яблоко, огурец и т.п.) от производителя (поставщика, продавца), не требуется в технологию приготовления блюда вносить информацию о технологических процессах приготовления. В случае, если в меню (приложение N 2 к техническому заданию), содержится несколько блюд с одинаковым наименованием, выходом и иными сведениями, содержащимися в приложение N 2 к техническому заданию, в техническом предложении о качестве оказываемых услуг по объекту закупки участник вправе описать технологию приготовления такого блюда один раз.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" представленные сведения по каждому блюду должны полностью соответствовать всем требованиям, содержащимся в техническом задании и приложениях к нему.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под весом готового блюда понимается масса одной порции.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под химическим составом блюда понимается количество белков, жиров, углеводов и энергетическая ценность (калорийность) блюда.
В рамках раздела номер 1 технического предложения о качестве оказываемых услуг участником закупки для наличия технологии приготовления каждого блюда в обязательном порядке должны быть предоставлены сведения о том, какое (-ие) меню в работе по контракту (-ам), на право заключения которого (-ых) проводится настоящий конкурс, планируются использоваться участником закупки согласно п. 2.1.3. раздела 2 Технического задания конкурсной документации. При этом в случае, если участник закупки планирует использовать в работе цикличные двухнедельные меню рационов горячего питания для организации питания детей, разработанные Заказчиком и Исполнителем в соответствии с установленными нормативными правовыми актами, в составе первой части участнику закупки также необходимо приложить копию (-ии) такого (-их) меню, а все положения, установленные в настоящем пункте конкурсной документации, касающиеся меню, установленных в Приложении N 2 к Техническому заданию, необходимо применять к цикличным двухнедельным меню рационов горячего питания для организации питания детей, разработанных Заказчиком и Исполнителем в соответствии с установленными нормативными правовыми актами.*(1)
Техническое предложение о качестве оказываемых услуг по объекту закупки должно быть однозначным, изложено в изъявительном наклонении и не должно допускать двусмысленных толкований, содержать слов "должен", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и их производные. Непредставление технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки или предоставление технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки, несоответствующего требованиям настоящего пункта конкурсной документации, и/или требованиям технического задания настоящей конкурсной документации, и/или приложений к нему, и/или СП, трактуется как "Отсутствие технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки". В случае, если участником закупки указывается, что все услуги будут оказаны в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании, и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание оказываемой услуги, то такое Предложение о качестве также трактуется, как "Отсутствие технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки".
При формировании технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, и/или положения нормативной документации, а представить описание оказываемо услуги с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.
Инструкция по заполнению столбца 1 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указывается номер строки в формате "Строка 1", "Строка 2", "Строка 5" и т.д. Инструкция по заполнению столбца 2 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указывается наименование оказываемых услуг, по которому участником закупки предполагается сделать описание. Инструкция по заполнению столбца 3 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указывается номер раздела описания оказываемой услуги, по которому участником закупки предполагается сделать описание и наименование такого раздела. Инструкция по заполнению столбца 4 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки": указываются сведения по соответствующему разделу описания оказываемой услуги, указанному в столбце 3 этой же строки. При этом, в рамках раздела номер 1 участнику закупки необходимо предоставить сведения об условиях транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд согласно меню (приложение N 2 к техническому заданию) (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню) в форме таблицы, которая должна состоять из четырех столбцов и нескольких строк по количеству продуктов питания. В первом столбце такой таблицы участнику закупки необходимо указать наименование продукта питания, используемого при приготовлении блюд согласно меню, являющимся приложением N 2 к техническому заданию (или готового продукта питания, содержащегося в меню); во втором столбце участнику закупки необходимо предоставить сведения об условиях транспортировки продукта питания, указанного в столбце один этой же таблицы; в третьем столбце участнику закупки необходимо предоставить сведения об условиях приемки продукта питания, указанного в столбце один этой же таблицы; в четвертом столбце участнику закупки необходимо предоставить сведения об условиях хранения продукта питания, указанного в столбце один этой же таблицы; данная таблица должна содержаться в столбце 4 формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" в строке, соответствующей разделу номер 1 технического предложения о качестве оказываемых услуг по объекту закупки. Инструкция по заполнению формы "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" (общие положения): в рамках одной строки участникам необходимо описывать только один раздел описания оказываемой услуги, при этом все столбцы должны быть заполнены строго в соответствии с настоящей инструкцией".
Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме (ч.ч. 4-5 ст. 54.3 Закона о контрактной системе).
Цикличное меню рационов горячего питания установлено Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию конкурсной документации, которое является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что им не представлена информация о технологии приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в цикличном меню рационов горячего питания, что противоречит предусмотренному конкурсной документацией порядку оценки. Данное обстоятельство не оспаривается Заявителем.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанные действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа не противоречат требованиям ч. 5 ст. 54.5 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
2. В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "качество товаров (качество работ, качество услуг)", следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Заказчиком установлено, что под термином "технология оказания услуг" понимается "совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с указанием последовательности действий при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, условий транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд согласно меню, являющимся приложением N 2 к техническому заданию (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню), технологии приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в меню (приложение N 2 к техническому заданию), а также процесса обеспечения надлежащего санитарного состояния в помещении столовой и обеденном зале (в случае если в соответствии с техническим заданием настоящей конкурсной документации приготовление блюд осуществляется на пищеблоке Заказчика) и обеспечения надлежащего санитарного состояния посуды и инвентаря для приготовления блюд".
Вместе с тем, Комиссия УФАС соглашается с доводами, изложенными в жалобе, согласно которым, предусмотренная конкурсной документацией инструкция по заполнению первой части заявки не позволяет прийти к выводу о необходимости указания технологии приготовления каждого блюда, поименованного в меню рационов горячего питания.
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в конкурсе не позволяет в полной мере определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по спорному критерию (показателю), что нарушает п.п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 32, 54.3, 54.4, 54.5, 56.1, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мастерфуд" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 и 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) В случае, если участник закупки вместо меню, установленных в Приложении N 2 к Техническому заданию, планирует использовать в работе цикличные двухнедельные меню рационов горячего питания для организации питания детей, разработанные Заказчиком и Исполнителем в соответствии с установленными нормативными правовыми актами, такие меню должны отвечать Приложению N 2 к Техническому заданию в части возраста учащихся, приготовление питания которым будет осуществляться, а также количества приемов пищи в день.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 сентября 2021 г. N 44-4308/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2021