Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Заказчик):
ООО "Центр правового сопровождения транспорта" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 29177-ЭП/21 от 14.09.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку модулей обработки данных (извещение номер 0372100003421000493) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 10.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100003421000493. Начальная (максимальная) цена контракта - 26 993 333,00 рублей.
В жалобе ООО "Центр правового сопровождения транспорта" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- несоблюдении запрета на допуск товаров согласно Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства";
- нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требования к товарам установлены Заказчиком в части V "Техническое задание" документации об аукционе.
Данным разделом документации предусмотрено описание товаров "Модуль обработки данных Huawei OceanStor 5300 V5" (двух типов).
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона (ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).
Частью 3 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
Согласно пп. "а" и "в" п. 3 Постановления указанный запрет не применяется в случаях отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара (которое подтверждается в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации) и необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в п.п. 67 - 71 перечня).
Заказчиком в составе документации об аукционе приведено обоснование необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки:
"В 2020 году в рамках развития научной инфраструктуры СПбГУ была начата работа по организации облачных хранилищ с использованием протокола S3 (Simple Storage Service). В рамках первого этапа реализации этой системы произведена закупка СХД (Модули обработки данных, согласно заявке) Huawei OceanStor Dorado 3000 V6 (для организации "горячего" кэша, то есть быстрых данных, которые требуется обрабатывать постоянно и большими объемами), Huawei OceanStor 5300 V5 (для организации "холодного" кэша, то есть медленных данных, которые не требуют высокой скорости обработки при размещении в систему хранения) и Huawei OceanStor 2600 V5 (для организации долгосрочного хранения информации).
Для завершения построения отказоустойчивой распределенной сети необходима закупка еще двух систем хранения данных, для размещения их в другой географической точке (по адресу другой лаборатории СПбГУ). Это позволит достичь снижения риска потерь информации при ее резервировании до максимально возможного минимума, увеличить скорость доступа к информации.
Для этой цели требуются системы хранения данных с четырьмя ключевыми свойствами:
1. Скорость интерфейсов общения с хостами, находящимися в сети СПбГУ, должны быть не менее 40 Гбит/с по портам Ethernet, с возможностью увеличения скорости до 100 Гбит/с. Подобные скорости необходимы для оперативного перемещения больших объемов информации, получаемых в рамках исследований с научных установок, для обеспечения непрерывности исследований.
2. Должна быть реализована технология, позволяющая выделять пространства для хранения резервных копий файловых систем в автоматическом режиме и осуществлять кросс-репликацию этих копий в режиме реального времени на все узлы кластера хранения. Такое может достигаться только в случае наличия оборудования, управляемого одинаковым программным обеспечением (реализация описанного механизма выполняется на уровне программного обеспечения СХД), тем самым обеспечивая совместимость с аппаратной инфраструктурой СПбГУ.
3. Должна поддерживаться полная совместимость работы с открытыми гипервизорами XenServer, XCP-NG, Proxmox, KVM, в целях обеспечения совместимости с имеющейся программной инфраструктурой заказчика.
4. Должна поддерживаться организация доступа к данным системы хранения как в режиме NAS, так и SAN, что связано не только с размещением информации с научных установок, но и с быстрым доступом к ней через стандартные сетевые файловые протоколы (SMB, NFS) из операционных систем Linux, Windows и т.д.
В результате исследования российского рынка выяснилось, что указанными выше свойствами обладают модули обработки данных Huawei OceanStor 5300 V5 Kunpeng.
Технические характеристики:
1. Не менее 4 портов 40Гбит\сек. Ethernet с установленными оптическими приемо-передатчиками 40G BASE-SR;
2. Наличие функционала создания снепшотов файловых систем, расположенных на модуле тип 2по технологии Redirect on Write с дальнейшей миграцией снепшотов файловых систем на имеющуюся в наличии систему хранения данных Huawei OceanStor 5300 V5 с возможностью указания количества хранимых снепшотов файловых систем на имеющейся в наличии системе хранения данных Huawei OceanStor 5300 V5 , автоматического удаления устаревших снепшотов на имеющейся в наличии системе хранения данных Huawei OceanStor 5300 V5 выполненных на приобретаемой системе хранения данных Huawei OceanStor 5300 V5 Kunpeng и перемещенных на имеющуюся в наличии систему хранения данных Huawei OceanStor 5300 V5, и возможностью использования снепшотов файловых систем, созданных на на приобретаемой системе хранения данных Huawei OceanStor 5300 V5 Kunpeng и перемещенных на имеющуюся в наличии систему хранения данных Huawei OceanStor 5300 V5 для восстановления данных на на приобретаемой системе хранения данных Huawei OceanStor 5300 V5 Kunpeng.
3. Поддержка систем виртуализации: XenServer, XCP-NG, Proxmox, KVM, VMWare
4. Протоколы доступа к данным iSCSI, NFS, CIFS".
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Каких-либо доказательств, однозначно свидетельствующих об обратном Заявителем на заседании Комиссии УФАС не представлено.
Также Заказчиком на заседании Комиссии УФАС представлена копия разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации N 77641/11 от 13.09.2021, которым подтверждается возможность закупки системы хранения данных Huawei OceanStor.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги в отношении вышеуказанных товарных позиций Заказчиком указана категория ОКПД2 26.20.14.000 - "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных".
Заказчик пояснил, что объектом закупки является уникальная продукция, описание которой не содержится ни в одной из имеющейся позиции каталога товаров, работ и услуг, в связи с чем при описании объекта закупки им был использован код ОКПД2.
Каких-либо доказательств, однозначно свидетельствующих об обратном Заявителем на заседании Комиссии УФАС не представлено.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 23, 33, 42, 59, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Центр правового сопровождения транспорта" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 сентября 2021 г. N 44-4317/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2021