Резолютивная часть оглашена
22.09.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Новатор" на положения котировочной документации при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту закупки: "Поставка расходных материалов для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д.Середавина" (извещение N 0342200006521000003, начальная (максимальная) цена контракта - 2 987 920,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Новатор" на запроса котировок в электронной форме.
Согласно доводам жалобы Заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку закупки, признать положения котировочной документации несоответствующими законодательству, выдать предписание об устранении выявленных нарушений, привлечь к административной ответственности виновных должностных лиц.
Заказчик в письменных пояснениях против доводов Заявителя возражал, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, аукционную документацию, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Относительно доводов Заявителя об ограничении количества участников закупки требованиями котировочной документации (из характеристик товара, установленных в котировочной документации не допускается предложить к поставке какие - либо эквивалентные товары, кроме товара с конкретным фирменным наименованием и страной производителем - "Динамическое межпластинчатое устройство IntraSPINE", страна производитель Франция) установлено следующее.
В соответствии с котировочной документацией Заказчиком осуществляется закупка расходных материалов, а именно имплантат для динамической межпластинчатой фиксации в поясничном отделе позвоночника.
Таким образом, предметом закупки является право на заключение государственного контракта на поставку товара, а не на его производство. Следовательно, участником закупки может выступать лицо, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, но готовое поставить товар, отвечающий требованиям котировочной документации и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Заказчик пояснил, что товар закупается с определенными характеристиками, указанными в техническом задании котировочной документации, изменение характеристик приведет к тому, что товар не будет в полной мере удовлетворять потребностям заказчика, что приведет к невозможности исполнения Заказчиком своих функций по охране здоровья граждан, оказанию квалифицированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
Так же, исходя из письменных пояснений Заказчика межпластинчатая (интермадулярная имплантация) позволяет установить устройство близко к оси вращения, создавая амортизирующий эффект, и обеспечивает натяжение межостистых связочных структур благодаря эластичности надостного клиновидного фильтра и исключает риск переломов остистых отростков.
Наличие в задней части импланта "туннеля" в форме треугольника, создающего надежный дополнительный амортизирующий эффект, который не создает сопротивления остистым отросткам и поэтому не ограничивает разгибание.
Наличие в размерном ряде импланта высотой 16 мм необходимо для пациентов, имеющих анатомические физиологические особенности позвоночно - двигательного сегмента.
В медуллярной области покрыта пленкой - сеткой из полиэтилентерефталата толщиной 70 мкм - характеристика необходима для предотвращения спаечного процесса с оболочками спинного мозга и невральными структурами.
На одном конце связи расположена титановая петля, а на втором - направляющая окантовка. Связка отделена от устройства, может быть использована автономно - характеристика необходима для возможности закрепления связки там, где может быть достигнута лучшая стабилизация, чтобы сдерживать сгибания при анатомическом отсутствии или истончения надостной связки.
Таким образом, Заказчиком в техническом задании даны качественные характеристики объекта закупки, включающие в себя совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым нормативным требованиям.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки.
В соответствии с п.1 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик вправе указывать качественные, технические параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок.
Комиссий Самарского УФАС установлено, что требования к закупаемым товарам установлены корректно, в полном соответствии с требованиями нормативных документов. Положения котировочной документации являются необходимыми и достаточными для определения потребностей Заказчика и полностью соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Иных жалоб от участников закупки не поступало.
Начальная максимальная цена контракта сформирована на основании трех коммерческих предложений от поставщиков, готовых поставить соответствующий товар.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Новатор" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 сентября 2021 г. N 823-14845-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2021