Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ГБУ ПК "ЦИР ПК" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП ООО "Открытие" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание автотранспортных услуг с водителем по организации перевозок пассажиров и багажа (изв. N 0356500001721000016),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001721000016 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание автотранспортных услуг с водителем по организации перевозок пассажиров и багажа. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 419 339,43 руб.
В соответствии с уведомлением (исхN 010924-21 от 10.09.2021 г.) рассмотрение обращения назначено на 14.09.2021 г. в 15:30 ч. В связи с отсутствием сведений, подтверждающих факт надлежащего уведомления сторон, с целью предоставления пояснений относительно обстоятельств, препятствующих исполнению контракта, рассмотрение обращения перенесено на 16.09.2021 г.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
31.04.2021 г. между Заказчиком и ООО "Открытие" заключен контракт N016-ЭА/2021 на сумму 1 206 438,46 руб.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрено п.7.2 контракта.
Кроме того, в п.7.4.7 контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае неоднократного (более одного раза) неисполнения Исполнителем требования Заказчика устранить нарушение Контракта и приложений к нему, допущенное Исполнителем при оказании услуг по Контракту.
В соответствии с положениями контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать услугу по организации перевозок пассажиров и багажа легковым автомобилем с водителем (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим контрактом.
1.2. Объем оказываемых услуг, требования к качеству и порядку оказания услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок оказания услуг: определяется Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
4.4.6. Исполнитель обязан обеспечивать прибытие к Заказчику транспортного средства с водителем, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
В соответствии с п.4.1 технического задания, 4.1. порядок оказания услуг кольцевым автотранспортным средством на основании письменной заявки Заказчика, поступившей посредством факсимильной связи или электронной почты диспетчеру Исполнителя. Автотранспортное средство должно быть предоставлено в течение 30(тридцати) минут с момента получения диспетчером Исполнителя заявки Заказчика. В случае выезда за пределы г. Перми, заявка направляется посредством факсимильной связи или электронной почты не менее чем за 6 (шесть) часов до предполагаемой поездки. Одновременно может быть предоставлено до 5 (пяти) кольцевых автотранспортных средств. Отсчет времени оказания услуг начинается с момента прибытия автомобиля, но не ранее назначенного времени, и заканчивается в момент высадки пассажира в назначенном месте.
В п.3 технического задания установлены требования к качеству и порядку оказания услуг в соответствии с КТРУ. Согласно данному пункту услуги по перевозке пассажиров оказываются Исполнителем по заявкам в рабочие и нерабочие дни.
В соответствии с актами о нарушении обязательств по гражданско-правовому договору от 28.06.2021 г., 05.07.2021 г., 16.07.2021 г., Исполнителем автомобили не предоставлены, услуга не оказана.
В связи с изложенным Заказчиком в адрес Исполнителя направлены требования об исполнении контракта (исх.N СЭД-20-08-01-04исх-302 от 24.06.2021 г., NСЭД-20-08-01-04исх-332 от 07.07.2021 г.). Упомянутые требования не удовлетворены.
26.07.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
27.07.2021 г. решение опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), 28.07.2021 г. направлено в адрес Общества заказным письмом с уведомлением посредством Почты России, 27.07.2021 г. направлено в адрес Исполнителя посредством электронной почты.
Поскольку подтверждение о вручении письма не получено Заказчиком, датой надлежащего уведомления считается 27.08.2021 г. Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу 06.09.2021 г.
В письменных пояснениях, предоставленных в материалы обращения представитель ООО "Открытие" указал, что Общество не может оказывать услуги в режиме "такси", поскольку не имеет определенных навыков, опыта и лицензии.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что условия контракта были известны Исполнителю, который, подавая заявку на участие в закупке, согласился с данными условиями. Объект настоящей закупки и предмет контракта - оказание автотранспортных услуг с водителем по организации перевозок пассажиров и багажа сотрудников Заказчика. Данный объект закупки не относится к деятельности такси.
Комиссия отмечает, что участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупке, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Своими действиями ООО "Открытие" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и нарушает обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В рассматриваемом случае виновные действия Общества не позволили удовлетворить государственную нужду, связанную с оказанием автотранспортных услуг с водителем по организации перевозок пассажиров и багажа.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Обществом были совершены действия, которые свидетельствуют о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об ООО "Открытие" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Открытие" (625053, Тюменская область, город Тюмень, ул Широтная, д. 185, кв. 68, ИНН 0278941441) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о единственном учредителе ООО "Открытие", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "Открытие", Фальковской Жанне Юрьевне (ИНН 860319176175) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведения об ООО "Открытие", о единственном учредителе ООО "Открытие", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "Открытие", Фальковской Жанне Юрьевне в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Открытие", о единственном учредителе ООО "Открытие", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "Открытие", Фальковской Жанне Юрьевне из реестра недобросовестных поставщиков считать 16.09.2023 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-384 от 16.09.2021 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 сентября 2021 г. N РНП-59-384
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2021