Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ТК Виктория" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Организатор пассажирских перевозок Пермского края" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (648,688,689,803) (изв. N 0156200009921000628),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000628 Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (648,688,689,803).
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.08.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 604 881 732,75 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 14.09.2021 г.
Заявитель полагает, требования Закона о закупках нарушены Заказчиком, Уполномоченным органом в части того, что положения конкурсной документации предполагают нарушение действующего трудового законодательства, а также в части того, что протяженность маршрутов, указанных в конкурсной документации не соответствует реестру, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края N823-п от 11.10.2017 г.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителя не согласны, пояснили, что требования конкурсной документации соответствуют требованиям законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.п.1,2 ст.33 Закона о закупках, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ч.2 ст.33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ч.2 ст.54.3 Закона о закупках установлено, что при проведении закупок на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются дополнительные требования к содержанию конкурсной документации в соответствии с федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а именно Федеральным законом N 220-ФЗ от 13.07.2015 г. "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - 220-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст.54.3 Закона о закупках, к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно п.3 раздела 5 информационной карты конкурсной документации описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 3 "Техническое задание", в Приложении 4 "Проект контракта".
Во исполнение упомянутых выше требований Закона о закупках Заказчиком, Уполномоченным органом опубликован проект контракта, являющийся неотъемлемой частью конкурсной документации.
1. В приложении N1 к проекту контракта Заказчиком, Уполномоченным органом предоставлены графики движения (выходы) транспортных средств для каждого из маршрутов.
В соответствии со ст.329 Трудового Кодекса РФ, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей установлены Приказом Минтранса России N 424 от 16.10.2020 г. (далее - Приказ N424).
Согласно п.6 Приказа N424 при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 - 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.
По мнению подателя жалобы графики транспортных средств составлены таким образом, что продолжительность ежедневной работы водителей превышает допустимую п.6 Приказа N424 продолжительность смены.
Вместе с тем, в соответствии со ст.103 Трудового Кодекса РФ, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, работодателем вводится сменная работа - работа в две, три или четыре смены.
Более того, в п.7 Приказа N424 установлено, что с согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Конкурсная документация не содержит требования об организации работы водителей в одну смену, графики движения транспортных средств составлены с учетом необходимых перерывов от управления автомобилем, перерывов для отдыха и питания водителей.
Таким образом, работодателем может быть введена сменная работа водителей с соблюдением требований трудового законодательства, положений Приказа N424. Ограничений данного права конкурсная документация не содержит. Доказательств обратного материалы в материалы жалобы не предоставлено.
Исходя из совокупности изложенного, нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не может быть установлено.
2. В приложении N1 к проекту контракта Заказчиком, Уполномоченным органом указана протяженность каждого из маршрутов.
Частью 1 статьи 14 220-ФЗ установлено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены следующие сведения: наименование маршрута регулярных перевозок в виде наименований начального остановочного пункта и конечного остановочного пункта по маршруту регулярных перевозок либо наименований поселений или городских округов, в границах которых расположены начальный остановочный пункт и конечный остановочный пункт по данному маршруту; наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок либо наименования поселений или городских округов, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты; протяженность маршрута регулярных перевозок; вид регулярных перевозок; характеристики транспортных средств (виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок).
В ч.2 ст. 26 220-ФЗ установлено, что сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок (за исключением сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя), размещаются на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченных органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к полномочиям которых в соответствии со ст. 25 220-ФЗ относится ведение данных реестров.
Согласно доводу Заявителя, изложенному в жалобе, Заказчиком, Уполномоченным органом в приложении N 1 к Проекту контракта размещена информация, несоответствующая реестру муниципальных маршрутов Пермского края в части протяженности маршрутов.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в реестре муниципальных маршрутов Пермского края от 13.08.2021 в отношении маршрутов, содержащихся в лоте, содержатся сведения, относящиеся к маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
При этом реестр муниципальных маршрутов не является нормативно-правовым актом.
Вместе с тем сведения о маршрутах по регулируемым тарифам не разработаны на дату опубликования извещения о проведении оспариваемого открытого конкурса в электронной форме, поскольку документом планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Пермском крае, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 30.12.2019 N 1020-п, предусмотрен переход на регулируемый тариф только с момента окончания действия выданных перевозчикам свидетельств на осуществление регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам Пермского края по нерегулируемым тарифам.
Согласно п. 1.2. постановления Правительства Пермского края от 18.05.2015 N304-п "Об утверждении Порядка установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" реестром межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок признается учетный документ, содержащий сведения о маршрутах, установленные федеральным законодательством, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Правительством Пермского края.
Таким образом, основанием для возникновения прав и обязанностей по выполнению работ связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края является только государственный контракт, который заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Реестр межмуниципальных маршрутов, который носит информационный характер, не может порождать возникновение прав и обязанностей подрядчика, заключившего контракт.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Доказательств того, что положения конкурсной документации ограничивают количество участников закупки, равно как и того, что оспариваемые положения не позволяют Заявителю подать заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, Обществом в материалы жалобы, в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках, не предоставлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТК Виктория" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "Организатор пассажирских перевозок Пермского края" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (648,688,689,803) (изв. N 0156200009921000628) необоснованной.
2. Передать материалы настоящей жалобы в части рассмотрения доводов относительно нарушения Заказчиком требований ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" в отдел контроля органов власти и процедур торгов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 сентября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021