Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу АО "СОГАЗ" (далее - Заявитель) на действия ГКБУ "Управление по эксплуатации административных зданий" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) (изв. N 0356200000121000171),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200000121000171 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО).
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.09.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 228 278,15 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 04.10.2021 г.
Заявитель полагает, критерии оценки заявок установлены Заказчиком с нарушением требований Закона о закупках, Постановления Правительства РФ N 1085 от 28.11.2013 г. "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1085).
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласен, пояснил, что требования конкурсной документации соответствуют требованиям законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по критериям:
"качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"
"квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В случае использования показателя конкурсная документация должна содержать, в том числе:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
В п.11 Правил указано, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п.29 Правил, для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении "Критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе" к конкурсной документации.
Заказчиком в числе прочего установлен следующий нестоимостный критерий: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В рамках данного критерия установлены показатели:
2.1. |
Показатель убыточности за 2020 год (%) |
Максимальное количество баллов - 16 баллов |
Оценивается по данным Формы 2 "Отчёт о финансовых результатах страховой организации" (код формы по ОКУД: 0420126) за 2020 год. Расчет показателя производится по формуле:
Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:
16 - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
||||||||
2.2. |
Сумма собранной страховой премии по ОСАГО за 2020 год (млрд. руб.) |
Максимальное количество баллов - 12 баллов |
Оценивается сумма полученной страховой премии (взносов) по ОСАГО, представленной участником в соответствии с формой ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за 2020 год. Расчет показателя производится по формуле:
Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:
12 - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
||||||||
2.3. |
Уровень отказов по ОСАГО за 2020 год (%) |
Максимальное количество баллов - 12 баллов |
Оценивается по данным Формы "Сведения о деятельности страховщика" (код формы по ОКУД: 0420162) за 2020 год. Расчет показателя производится по формуле:
Баллы по показателю присваиваются в следующем порядке:
12 - максимально возможное количество баллов по данному критерию. |
При этом указано, что оценка заявок осуществляется на основании поданных заявок на участие в закупке и документов, представленных в подтверждение соответствия оценочным требованиям, требованиям технического задания и с учетом коммерческого предложения, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно при наличии:
- копия формы ОКУД: 0420126 "Отчёт о финансовых результатах страховой организации" за 2020 год;
- копия формы ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за 2020 год.
По мнению подателя жалобы в установленном порядке оценки заявок отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанным показателям.
Вместе с тем, согласно пояснениям представителя Заказчика, показатель убыточности определяется, как отношение убытков к премиям страховой компании. При этом высокий уровень убыточности (60% и более) свидетельствует о плохом финансовом состоянии компании.
Отсутствие убыточности, либо её минимальный показатель (до 10%) показывает неактивную деятельность компании.
Показатель от 50% до 60% является усредненным, однако также свидетельствует о сниженной эффективности деятельности компании.
В связи с этим, лучшим показателем является убыточность от 10% (включительно) до 50%, поскольку:
- свидетельствует о хорошем финансовом состоянии компании
- показывает ее активную деятельность,
- а также характеризует высокую общую эффективность деятельности страховой компании.
Исходя из изложенного, применение принципа пропорциональной зависимости при оценке данного показателя некорректно и не дает возможности выявить наилучшего поставщика услуг.
Количество баллов по показателям "Сумма собранной страховой премии по ОСАГО за 2020 год (млрд. руб.)" и "Уровень отказов по ОСАГО за 2020 год (%)" пропорционально значениям установленных показателей.
Комиссия принимает во внимание, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки по нестоимостному показателю не противоречит требованиям Закона о закупках и Правил оценки.
Кроме того, согласно п.6 ч.6 ст.54.4 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
Таким образом, отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, не исключает возможность хозяйствующего субъекта принять участие в закупке.
Исходя из совокупности изложенного, в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "СОГАЗ" (далее - Заявитель) на действия ГКБУ "Управление по эксплуатации административных зданий" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) (изв. N 0356200000121000171) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 сентября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021