Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
<_><_>;
в присутствии (ВКС):
<_><_>
рассмотрев материалы МКУ "Служба хозяйственного обеспечения администрации города Кирова" о включении сведений об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
09.09.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от МКУ "Служба хозяйственного обеспечения администрации города Кирова" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП <_> (далее - Победитель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на услуги по уборке территорий (извещение N 0140300040821000909).
Рассмотрение данного материала назначено на 16.09.2021 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Заказчик явку не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении материалов в свое отсутствие.
Победитель пояснил, что контракт подписан 05.09.2021 г., представлена добросовестность поставщика. 07.09.2021 г. после получения уведомления от Заказчика о признании уклонившимся от заключения контракта обратился в банк, банковская гарантия получена 08.09.2021 г. за пределами срока. Пояснил, что является субъектом малого предпринимательства, при участии в закупках всегда предоставляет информацию о добросовестности. Просил не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Победителя, комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078).
В силу ч. 7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
13.08.2021 года на официальном сайте закупок - http://www.zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0140300040821000909 о проведении электронного аукциона, объект закупки - услуги по уборке территорий. Начальная (максимальная) цена контракта - 694 308,24 руб.
Пунктом 28 Информационной карты установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Согласно пункту 32 Информационной карты ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не установлено.
В соответствии с пунктом 6.1. Муниципального контракта в целях обеспечения исполнения обязательств по контракту Исполнитель предоставляет банковскую гарантию или вносит денежные средства на счет Заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
Согласно пункту 6.2 Муниципального контракта обеспечение исполнения контракта предоставляется в размере 41658 (сорок одна тысяча шестьсот пятьдесят восемь) рублей 49 копеек (6 % от НМЦК).
Согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Согласно протоколу NА-0916/21-2 подведения итогов электронного аукциона 27.08.2021 ИП <_> признан победителем электронного аукциона с ценой контракта 496 429,89 руб. (снижение составило 28,5% от НМЦК).
В соответствии с ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта.
Согласно ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
31.08.2021 г. Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке размещен проект контракта.
05.09.2021 г. Победителем подписан проект контракта и прикреплена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В сроки, установленные ч. 3 ст. 83.2 Закона о контрактной системе (06.09.2021 в 23:59), Победитель не исполнил требования части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, а именно не представил обеспечение исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 83.2. Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе Заказчик 07.09.2021 г. составил и разместил в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта.
09.09.2021 г. Заказчик направил сведения об ИП <_> в Кировское УФАС России для включения в РНП, в установленный срок.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
В силу части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Победитель подписал контракт в установленный срок, приложил информацию, подтверждающую добросовестность, но не представил обеспечение исполнения контракта, предусмотренное аукционной документацией.
На Комиссии Кировского УФАС России ИП <_> сообщил, что не обратил внимание, что закупка была не для СМП. Обычно при победе в закупках прикладывал информацию о добросовестности (номера контрактов), что сделал и в этот раз. Узнав, что Заказчик признал его уклонившимся сразу же оплатил и оформил банковскую гарантию.
Нарушение Победителем своих обязательств по непредставлению обеспечения исполнения контракта ввиду заблуждения относительно порядка обеспечения исполнения контракта, при отсутствии у него намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Победителем в материалы дела представлены пояснения и документы, свидетельствующие о намерении заключить контракт, а именно: реестр контрактов, подтверждающих добросовестность (ч. 8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе), получена банковская гарантия, выданная 08.09.2021 г., за пределами срока подписания контракта.
Данная информация свидетельствует об отсутствии умысла Победителя на уклонение от подписания контракта и не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
ИП <_> является микропредприятием, включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Участие в закупках, представляет собой возможность для хозяйствующего субъекта, в условиях экономически неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления своей предпринимательской деятельности, не допустив ликвидацию организации, сохранив рабочие места.
Таким образом, учитывая опыт работы, представленную информацию об исполненных контрактах, Комиссия Кировского УФАС России считает возможным не включать сведения в отношении ИП <_>в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ч.2 ст. 99, ч. 8 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ "Служба хозяйственного обеспечения администрации города Кирова", о включении ИП <_> в связи с уклонением от заключения контракта на услуги по уборке территорий (извещение N 0140300040821000909) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_><_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 16 сентября 2021 г. N 043/06/104-793/2021 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - обеспечение исполнения контракта - участники закупок - электронный аукцион - банковская гарантия)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2021