Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
в присутствии:
при участии посредством ВКС:
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя,
У С Т А Н О В И Л А:
10.09.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ИП на действия Заказчика - КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по найму транспортных средств с водителем (извещение 0340200003321009934).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании аукционной документации, поскольку, включая в одну закупку требования к предоставлению легковых автомобилей, специальной техники и автомобилей для оказания медицинской помощи, Заказчик необоснованно ограничивает количество участников закупки. Также Заказчик ссылается на приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.12.2005 г. N 752, который утратил силу с 01.01.2021 г.
Кроме того, Заявитель ссылается на нарушение ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 16.09.2021 года, откладывалось на 17.09.2021 г.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указал, что при подготовке и осуществлении закупки заказчик самостоятельно определяет предмет закупки с учетом требований действующего законодательства, исходя из собственных нужд и принципов разумной целесообразности и эффективности.
При этом Закон о контрактной системе не устанавливает прямого запрета на объединение в рамках одной закупки нескольких товаров, работ, услуг. Разделение транспортных средств может привести не только к затруднению при исполнении контрактов, но и невозможности их исполнения в будущем. Указанные обстоятельства будут являться не только экономически нецелесообразными, но и недопустимыми с точки зрения достижения конечного результата, требуемого медицинскому учреждению.
Кроме того, аукционная документация не содержит условий о том, что транспортные средства должны быть в собственности у участника закупки, следовательно, не запрещено предоставлять арендованные транспортные средства. При этом условиями документации предусмотрен оптимально-разумный срок на предоставление транспортного средства (3 календарных дня).
Таким образом, установленные закупочной документацией требования, являются одинаковыми для всех участников закупки и не создают какому-либо лицу преимущественных условий участия в закупке.
Считает жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение письменно пояснило, что в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Считает, что требования, указанные Заказчиком в документации, не накладывают каких-либо ограничений на участников закупки, которые могли бы расцениваться как ограничение конкуренции. Считает жалобу необоснованной. Уполномоченное учреждение направило ходатайство о рассмотрении материалов жалобы в отсутствие своего представителя.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
03.09.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321009934 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по найму транспортных средств с водителем. Начальная (максимальная) цена контракта - 26 820 000,00 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 13.09.2021 г. 09-00 ч.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно Техническому заданию Заказчиком установлено требование к оказанию услуги по найму следующего транспортного средства с объемом услуг:
N п/п |
Транспортное средство |
Количество ваг (маш/час) |
1 |
Легковые автомобили, в том числе легковые автомобили повышенной проходимости |
70 000 |
2 |
Санитарный грузопассажирский полноприводный автомобиль повышенной проходимости |
250 |
3 |
Грузовой автомобиль тентованный грузоподъемностью до 3,5 тонн |
250 |
4 |
Автомобиль-фургон с двудверным металлическим кузовом для перевозки багажа со сдвижной боковой и задними распашными дверями |
100 |
5 |
Снегоуборочная техника |
100 |
6 |
Автомобиль скорой медицинской помощи класса А |
400 |
При рассмотрении жалобы представитель Заявителя пояснил, что, включая в одну закупку транспортные средства, которые связаны с оказанием медицинской помощи и не связанные с ней, Заказчик необоснованно ограничивает количество участников закупки.
Согласно п.п. 5 п. 3 Технического задания Заказчиком установлены требования к безопасности оказываемых услуг: автомобиль скорой медицинской помощи класса А должен быть оснащен в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.12.2005 года N752 "Об оснащении санитарного автотранспорта".
При рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что при указании приказа N 752 произошла техническая ошибка, которая в последующем дополнительным соглашением будет устранена, в связи с необходимостью приведения контракта в соответствие с условиями действующего законодательства.
По позициям N 2 и 6 Заказчик определил количество ваг (маш/час) - как 650 маш/час, что соответствует 9 % от общего объема оказываемой услуги (70100 маш/час).
При этом в проекте муниципального контракта, заключаемого по итогам проведения электронного аукциона, не установлена обязанность исполнителя оказать услугу лично, что допускает возможность привлечения третьих лиц.
Включенные в Техническое задание электронного аукциона транспортные средства направлены на своевременное и полное удовлетворение потребностей Заказчика и связаны с необходимостью оказания медицинской помощи населению, а также необходимостью экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек Заказчика.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности. При этом, Заказчиком представлены копии коммерческих предложений потенциальных участников, явившихся обоснованием НМЦК, которые согласны оказать услугу на условиях, указанных Заказчиком.
При этом, в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. Вместе с тем, Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности довода жалобы.
Таким образом, документация электронного аукциона в части описания объекта закупки составлена Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя необоснован.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ИП на действия Заказчика - КОГБУЗ "Детский клинический консультативно-диагностический центр" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по найму транспортных средств с водителем (извещение 0340200003321009934).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 17 сентября 2021 г. N 043/06/33-796/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2021