Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Скорика С.В. - заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
Кобякова В.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - КГБУ "Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова" - Иванова Александра Александровича;
от ООО "Строительная компания СЛАВА" - Воейков Александр Вячеславович, Воейков Андрей Вячеславович,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУ "Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания СЛАВА", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения гражданско-правового договора N 08172000003200099860001 от 06.10.2020 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000320009986 "Выполнение работ по текущему ремонту помещений 2 этажа", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
27 августа 2021 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУ "Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания СЛАВА", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения гражданско-правового договора N 08172000003200099860001 от 06.10.2020 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000320009986 "Выполнение работ по текущему ремонту помещений 2 этажа".
При предварительном рассмотрении, поступившее обращение было дважды возвращено на доработку в рамках требований частей 3, 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078.
После доработки возвращенного обращения, 10 сентября 2021 года заказчик вновь обратился в Алтайское краевое УФАС России с информацией об участнике закупки для включения о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков.
17 сентября 2021 года состоялось рассмотрение обращения заказчика - КГБУ "Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания СЛАВА", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения гражданско-правового договора N 08172000003200099860001 от 06.10.2020 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000320009986 "Выполнение работ по текущему ремонту помещений 2 этажа", с проведением внеплановой проверки.
Представитель заказчика на о включении сведений об ООО "Строительная компания СЛАВА" в реестр недобросовестных поставщиков настаивает. Указал, что арбитражный суд отказал обществу в иске об отмене решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение суда первой инстанции было оставлено в силе апелляционной инстанцией.
Представители ООО "Строительная компания СЛАВА" против удовлетворения заявления заказчика возражают. Общество давно участвует в государственных закупках, исполняет контракты без штрафных санкций. Подрядчик не уклонялся от исполнения обязательств по контракту, а нарушение сроков исполнения контракта подрядчиком явилось следствием неисполнения заказчиком своих обязательств по контракту. Указал, что выполненные работы заказчиком оплачены не были, экспертизы качества работ заказчиком не проводилось.
Заслушав представителей заказчика и подрядчика, изучив полученное обращение, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
08 сентября 2020 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000320009986 "Выполнение работ по текущему ремонту помещений 2 этажа". Начальная (максимальная) цена контракта - 9 107 390 руб. коп.
На участие в закупке было подано 12 заявок. Согласно протоколу от 18 июня 2021 года победителем было признано ООО "Строительная компания СЛАВА", предложившее цену 6 329 635 руб. 84 коп. Снижение начальной (максимальной) цены составило 30,50%.
06 октября 2021 года между КГБУ "Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова" и ООО "Строительная компания СЛАВА" был заключен гражданско-правового договора N 08172000003200099860001 на выполнение работ по текущему ремонту помещений 2 этажа библиотеки. Согласно разделу 5 подрядчик приступает к выполнению работ с момента подписания договора. Работа должна быть закончена в срок не позднее 10 декабря 2020 года.
Подрядчик к выполнению работ приступил.
Письмом от 10 ноября 2020 года заказчик просил подрядчика ускорить выполнение работ.
Письмом от 27 ноября 2020 года заказчик уведомил подрядчика о проведении осмотра объекта для проведения выверки объемов выполненной работы и составления акта контрольного обмера.
Письмом от 07 декабря 2020 года заказчик указал подрядчику на выявленные в ходе осмотра недостатки и необходимость их устранения.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 12.1 и 12.2 расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения договора.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по следующим основаниям:
- подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в договоре сроку становится явно невозможным;
- во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от заказчика;
- отступления в работе от условий договора или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частью 2 стать 715 Гражданского кодекса РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
11 декабря 2020 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора N 08172000003200099860001 от 06.10.2020 г. в связи с нарушениями сроков выполнения работ.
Кроме того, письмом от 11 декабря 2020 года заказчик указал подрядчику на необходимость предоставления документов для приемки результатов фактически выполненных работ.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения договора было направлено ООО "Строительная компания СЛАВА" 11 декабря 2020 года заказным письмом и получено адресатом 14 декабря 2021 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Подрядчик письмом от 14 декабря 2020 года указал, что выявленные недостатки работ будут устранены.
В претензии от 15 декабря 2020 года подрядчик просил заказчика допустить сотрудников для устранения недостатков, послуживших основанием для принятия решения об отказе от исполнения договора. Кроме того, подрядчиком были предоставлены справка о стоимости выполненных работ, счет на оплату и акты о приемке выполненных работ.
Письмом от 21 декабря 2020 года заказчик указал, что оснований для допуска каких-либо экспертов подрядчика не объект у заказчика нет.
Письмами от 22 и 24 декабря 2020 года подрядчик повторно просил заказчика допустить сотрудников для устранения недостатков, послуживших основанием для принятия решения об отказе от исполнения договора.
24 декабря 2020 года заказчик предоставил мотивированный отказ от подписания актов выполненных работ.
Решение об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора N 08172000003200099860001 от 06.10.2020 г. вступило в законную силу 25 декабря 2020 года.
30 декабря 2020 года подрядчиком в арбитражный суд было подано исковое заявление о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения договора от 11 декабря 2020 года.
Решением арбитражного суда от 04 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27 августа 2021 года, в удовлетворении требований было отказано.
В решении от 04.06.2021 г. арбитражный суд указал: "Поскольку подрядчиком нарушены сроки выполнения работ по контракту, заказчик правомерно по истечении срока выполнения работ принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора" (лист решения 5).
При этом решение арбитражного суда не содержит выводов о качестве выполненных подрядчиком работ. Судебная экспертиза качества выполнения работ не проводилась.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Между тем, Закон о контрактной системе не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия, рассмотрев представленные сведения и документы в материалы дела, пришла к выводу об отсутствии факта недобросовестного поведения подрядчика. ООО "Строительная компания СЛАВА" приступило к выполнению работ и частично их выполнило, ходатайствовала о допуске его работников для устранения недостатков, однако заказчиком ему было отказано. Кроме того, материалы дела однозначно не подтверждают факта невозможности устранения выявленных заказчиком недостатков работ в установленный Законом о контрактной системе десятидневный срок.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - КГБУ "Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова" при осуществлении закупки N 0817200000320009986 "Выполнение работ по текущему ремонту помещений 2 этажа" нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены.
2. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания СЛАВА".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
С.В. Скорик |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
М. Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 17 сентября 2021 г. N РНП-22-155-Р/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021