Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресерч Лаб" (далее также ООО "Ресерч Лаб", Общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее также уполномоченный орган) при осуществлении закупки путем проведения совместного электронного аукциона "Поставка системных блоков (Реестровый номер 21.31.1354)" (извещение N 0152200004721001358) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд заказчиков,
в отсутствие представителей заказчиков, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - <_> (доверенность N 01-03/2021 от 01.03.2021),
уполномоченного органа - <_> (доверенность N 137 от 03.02.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9144э от 14.09.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 06.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152200004721001358 о проведении совместного электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 3825387,81 руб.
09.09.2021 размещались разъяснения положений документации об электронном аукционе.
15.09.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке было подано девятнадцать заявок, одному участнику отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 16.09.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие двенадцать участников закупки, наименьшее ценовое предложение составило 2084833,36 руб.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.09.2021 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Победителем признана индивидуальный предприниматель Соколова Марина Сергеевна.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений сторон, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
По мнению заявителя, в нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе заказчик и уполномоченный орган не установили в извещении о проведении электронного аукциона, а также в документации об электронном аукционе запрет на допуск иностранных промышленных товаров, предусмотренный подпунктом "б" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Уполномоченным органом в письменных возражениях указано:
"В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616 указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае осуществления закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 Перечня).
При этом, письмом Минпромторга России от 5 июня 2020 года N ПГ-12-7403 "О реализации Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616" установлено следующее:
"Согласно подпункту "б" пункта 3 Постановления N 616 запрет, в частности, не распространяется на закупку одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 124 и 125 перечня).
Под совокупностью товаров применительно к постановлению N 616 следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2).
Таким образом, при осуществлении закупки товаров в рамках одного кода ОКПД 2 суммарной стоимостью менее 1 млн. рублей запрет не распространяется в случае, если стоимость каждого товара не превышает 100 тыс. рублей.
При этом следует иметь ввиду, что при проведении двумя или более заказчиками совместных конкурсов или аукционов, предусмотренных статьей 25 Федерального закона контракт с победителем такого конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.
В этой связи ограничение по стоимости продукции устанавливается заказчиком пропорционально в отношении тех единиц товаров, которые планируются им к приобретению по результатам проведения совместного конкурса или аукциона".
Согласно документации об электронном аукционе цена за единицу товара составляет 47 227,01 руб.
Начальная (максимальная) цена контракта для каждого заказчика, участвующего в закупке, составляет менее 1 000 000 рублей.
В связи с чем, в документации об электронном аукционе не установлен запрет предусмотренный Постановлением N 616 в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616".
Изучив материалы жалобы заявителя, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение вышеуказанной нормы Федерального закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Пунктами 1 и 2 Постановления N 616 установлены:
- запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
- запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2020 N 2241) указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в случае осуществления закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 перечня).
Действительно в письме Минпромторга России от 5 июня 2020 года N ПГ-12-7403 "О реализации Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616" (далее - Письмо Минпромторга России от 5 июня 2020 года N ПГ-12-7403) указано следующее:
"Под совокупностью товаров применительно к постановлению N 616 следует понимать те товары, которые соответствуют одному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД 2).
Таким образом, при осуществлении закупки товаров в рамках одного кода ОКПД 2 суммарной стоимостью менее 1 млн. рублей запрет не распространяется в случае, если стоимость каждого товара не превышает 100 тыс. рублей.
При этом следует иметь ввиду, что при проведении двумя или более заказчиками совместных конкурсов или аукционов, предусмотренных статьей 25 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", контракт о победителем такого конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.
В этой связи ограничение по стоимости продукции устанавливается заказчиком пропорционально в отношении тех единиц товаров, которые планируются им к приобретению по результатам проведения совместного конкурса или аукциона.
Как следует из извещения и документации об электронном аукционе объект рассматриваемой закупки относится к коду ОКПД2 "26.20.15" - "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода".
Указанный код включен в пункт 25(6) Перечня Постановления N 616.
Понятие "закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд" (далее - закупка) дано в пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона о контрактной системе организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет каким образом осуществлять закупку товаров, работ, услуг для его нужд (заказчик самостоятельно осуществляет закупку либо как в данном случае надлежащим образом передает свои полномочия на определение поставщика уполномоченному органу путем проведения совместного аукциона).
Применительно к содержанию подпункта б" пункта 3 Постановления N 616 запреты не применяются в случае осуществления закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 перечня).
В рамках рассматриваемой совместной закупки цена за единицу товара составляет 47227,01 руб., при этом начальная (максимальная) цена контракта для каждого заказчика, участвующего в совместной закупке, составляет менее 1000000 рублей.
С учетом изложенного, принимая во внимание содержание понятия "закупка", данное пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе, закупка товаров (системных блоков), указанных в документации об электронном аукционе, соответствует исключению, предусмотренному подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616, следовательно, оснований для установления запрета, предусмотренного Постановлением N 616, не имелось.
При указанных обстоятельствах в действиях уполномоченного органа, заказчиков не усматривается нарушений Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем, жалоба заявителя признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресерч Лаб" на действия Главного управления контрактной системы Омской области при осуществлении закупки путем проведения совместного электронного аукциона "Поставка системных блоков (Реестровый номер 21.31.1354)" (извещение N 0152200004721001358) для нужд заказчиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
<_>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 сентября 2021 г. N 055/06/14-930/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021