В соответствии с приказом Тульского УФАС России от 03.09.2021 N 82 "О проведении внеплановой проверки", на основании поступившего от общества с ограниченной ответственностью "МОБИЛСВЯЗЬ" (вх. N 4807 от 23.08.2021) (далее - Общество, Заявитель) заявления и дополнений к нему, комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг) в рамках компетенции проведена внеплановая проверка деятельности администрации муниципального образования город Тула (ИНН 7107030032) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся (закупка N 0166300024721000534) (далее - Конкурс).
При участии в заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи:
Проверка начата 06.09.2021, окончена 15.09.2021.
Изучив материалы настоящего дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Из обращения Заявителя следует, что нестоимостной критерий оценки (его содержание) и порядок оценки нестоимостного критерия, установленные в части II. "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме в соответствии с законом" конкурсной документации (в редакции от 29.07.2021), не соответствуют положениям Закона, Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и нарушают пункты 1 и 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ.
Участвующий в заседании Комиссии представитель Общества поддержал доводы заявления в полном объеме.
Представитель Организатора торгов не согласился с доводами заявления по основаниям, изложенным в устных и письменных возражениях.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона, пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
При проверке информации, изложенной в заявлении Общества, пояснениях Заказчика Комиссией установлено следующее.
Доводы заявления о возможном нарушении Организатором торгов антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения заявления о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратиться в Тульское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
Относительно иных доводов, изложенных в заявлении Общества, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с постановлением администрации города Тулы от 23.05.2016 N2224 "Об определении органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурентных процедур для нужд заказчиков администрации города Тулы на закупку товаров, работ, услуг" отдел сопровождения закупок управления по организации закупок и контролю за ценообразованием администрации города Тулы (далее - управление) осуществляет функции уполномоченного органа по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурентных процедур для нужд заказчиков администрации города Тулы на закупку товаров, работ, услуг.
На основании статьи 25 Закона уполномоченный орган является организатором совместной закупки для заказчиков.
Порядок проведения совместных торгов регулируется статьей 25 Закона и постановлением администрации города Тулы от 27.02.2019 N 638 "Об утверждении порядка проведения совместных торгов при осуществлении закупок одних и тех же товаров, работ, услуг для нужд заказчиков администрации города Тулы" (далее - Порядок проведения совместных торгов).
Пунктом 3 Порядка проведения совместных торгов определено, что соглашение о проведении совместных торгов формируется с помощью технических средств РИС ТО с направлением заказчиками согласий с условиями соглашений о проведении совместной закупки.
В соответствии с пунктом 4 Порядка проведения совместных торгов организатором совместных торгов выступает уполномоченный орган, которому заказчики на основании соглашения передают часть своих полномочий по организации и проведению совместных торгов.
На основании подпункта б) пункта 4 Порядка проведения совместных торгов в целях проведения совместной закупки организатор совместной закупки разрабатывает и размещает на Официальном сайте ЕИС извещение об осуществлении закупки, а также разрабатывает и утверждает документацию о закупке, подготовленную в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 5 Порядка проведения совместных торгов Заказчики разрабатывают технические задания и проекты муниципальных контрактов (договоров), обосновывают начальную (максимальную) цену контракта.
Извещение и конкурсная документация на право заключения контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся (далее - конкурсная документация) размещены 27.07.2021 в единой информационной системе в сфере закупок.
В извещение и конкурсную документацию 28.07.2021 внесены изменения; указанные изменения 29.07.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 863 013,63 рублей.
Согласно части 1 статьи 56.1 Закона под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
Пунктом 1 части 2 статьи 56.1 Закона установлено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона, перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 6 Приложения N 2 "Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием" к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 содержит следующий случай отнесения услуг к услугам, которые способны оказать только исполнители, имеющие необходимый уровень квалификации:
"Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей".
Частью 4 статьи 56.1 Закона определено, что при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании части 4 статьи 32 Закона в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с положениями Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).
При этом Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 3 указанных Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями названных Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу подпункта "б" пункта 4 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке в том числе, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу пункта 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил (пункт 28 Правил оценки заявок).
При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Комиссией установлено, что Организатором торгов в части II. "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме в соответствии с законом" конкурсной документации (в редакции от 29.07.2021) для оценки заявок установлены следующие критерии оценок:
N п/п |
Наименование критерия |
Максимальное количество баллов |
Значимость критерия оценки, % |
Коэффициент значимости критерия оценки |
1. |
Стоимостные критерии оценки заявок: |
|||
1.1. |
Цена контракта |
100 |
60 |
0,60 |
2. |
Нестоимостные критерии оценки заявок: |
|||
2.1 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
100 |
40 |
0,4 |
|
ИТОГО: |
100 |
1,00 |
Для раскрытия содержания критерия Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников закупки") конкурсной документации предусмотрены следующие показатели:
N п/п |
Наименование показателя |
Максимальное значение в баллах |
Значимость показателя оценки в % |
Коэффициент значимости показателя |
1 |
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
100 |
70 |
0,7 |
2 |
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг |
100 |
20 |
0,2 |
3 |
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, транспортных средств необходимых для выполнения работ, оказания услуг |
100 |
10 |
0,1 |
Итого: |
|
100 |
1 |
Показатель 1. Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (максимальное значение в баллах - 100, значимость показателя - 70%)
Коэффициент значимости (КЗ) = 0,7
Максимальная оценка по показателю - 100 баллов.
Комиссией будет оцениваться исполненный контракт (договор) сопоставимого характера и объема, заключенный и исполненный участником закупки по результату проведенной закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Оценивается по наибольшей цене одного исполненного контракта (договора) сопоставимого характера, исполненного в 2018 - 2021 г. на оказание услуг по организации питания, сведения о котором содержатся в реестре контрактов в ЕИС на официальном сайте в сети интернет zakupki.gov.ru, со всеми приложениями, дополнениями, актами выполненных работ (оказанных услуг).
Под контрактом (договором) сопоставимого характера понимается контракт (договор) на оказание услуг по организации питания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях отдыха детей и их оздоровления.
В качестве подтверждения наличия опыта участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в конкурсе:
- копию ранее исполненного (завершенного) контракта (договора), включая все неотъемлемые приложения к нему;
- акт/акты оказанных услуг по такому контракту (договору), подписанные обеими сторонами, согласно которым Комиссия по рассмотрению заявок сможет сделать однозначный вывод о выполнении контракта в полном объеме, за период 2018 - 2021 г.
Датой исполнения контракта считается дата акта приемки работ или итогового акта приемки работ, подтверждающего приемку работ по исполнению контракта (договора) в полном объеме.
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально на основании сведений, предоставленных в заявке Участника конкурса, согласно рекомендуемой форме N 1 (приложение 1).
Непредставление информации (сведений) оценивается в 0 баллов.
Непредставление в составе заявки на участие в закупке сведений, подтверждающих квалификацию участника закупки, не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке по настоящему критерию учитываются только те сведения, которые заявлены участниками закупки, в соответствии данными критериями оценки.
Количество баллов, присваиваемых предложению по показателю, рассчитывается по следующей формуле:
НЦБп1 = КЗ *100 * (Кi / Кmax),
где
КЗ - коэффициент значимости показателя (1)
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.
В своем заявлении Общество указывает на несоответствие установленного в конкурсной документации Показателя 1. "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема нестоимостному критерию оценки заявок" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Правилам оценки заявок, так как участником закупки в качестве подтверждения опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, связанного с предметом контракта, должны быть представлены:
- исполненный контракт (договор) сопоставимого характера и объема, заключенный и исполненный участником закупки по результатам проведенной закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сведения о котором содержатся в реестре контрактов в ЕИС на официальном сайте в сети интернет zakupki.gov.ru, со всеми приложениями, дополнениями, актами выполненных работ (оказанных услуг) (указанным требованием ограничены виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить свой опыт, что ограничивает право подтвердить свой опыт оказания аналогичных услуг, выполненных в рамках гражданско-правовых договоров);
- контракт (договор) сопоставимого характера и объема должен быть исполнен в 2018 - 2021 годах (такое требование приводит к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока, при этом такие контракты (договоры), заключенные по правилам 44-ФЗ и 223-ФЗ, ни чем не будут уступать по своему характеру контрактам (договорам), заключенным с 2018 года);
- под контрактом (договором) сопоставимого характера понимается контракт (договор) на оказание услуг по организации питания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях отдыха детей и их оздоровления (Заявитель полагает, что оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению не являются тождественными предмету заключаемых контрактов);
- оценке подлежит один контракт (договор) с наибольшей ценой, что не предусмотрено Правилами оценки заявок применительно к предмету данной закупки.
Относительно вышеприведенного довода заявления Общества, Комиссией установлено следующее.
Исходя из положений части II конкурсной документации по показателю 1. "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема нестоимостному критерию оценки заявок" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" оценке подлежит исполненный контракт (договор) сопоставимого характера и объема, под которым понимается контракт (договор) на оказание услуг по организации питания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях отдыха детей и их оздоровления.
Буквальное прочтение указанного положения конкурсной документации позволяет прийти к выводу, что Организатор торгов под исполненным контрактом (договором) сопоставимого характера и объема понимает как контракт (договор) на оказание услуг по организации питания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и контракт (договор) на оказание услуг по организации питания в организациях отдыха детей и их оздоровления.
При этом указание на то, что под исполненным контрактом (договором) сопоставимого характера и объема понимается контракт (договор) на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению в рассматриваемом положении конкурсной документации отсутствует.
По мнению Комиссии, услуги по организации питания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и услуги по организации питания в организациях отдыха детей и их оздоровления, по своей природе являются тождественными, сопоставимыми услугами по обеспечению питанием детей.
Комиссия находит обоснованным требование к участнику конкурса о наличии у него опыта по выполнению именно государственных и муниципальных контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом и Законом N 223-ФЗ, сведения о которых содержатся в реестре контрактов в ЕИС на официальном сайте в сети интернет zakupki.gov.ru, поскольку оно позволяет Заказчику своевременно в ходе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, удостовериться в достоверности таких сведений.
Необходимо отметить, что установление оценочного критерия, связанного с наличием у участника опыта работ по исполнению государственных и муниципальных контрактов, а также договоров (контрактов), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, не направлено на ограничение количества участников закупки, а является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями. Исходя из приведенных положений Закона и Правил N1085, заказчик вправе самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки.
Опыт работы претендента позволяет судить о его квалификации и способности выполнить объем услуг, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия оценки, по мнению Комиссии, является обоснованным.
В отличие от государственных и муниципальных контрактов (договоров), в отношении коммерческих договоров отсутствует общедоступный реестр, содержащий информацию о штрафах, пенях, неустойках, а также иную информацию, с помощью которой заказчик смог бы проверить надлежащее и в полном объеме выполнение контрагентом своих обязательств.
Таким образом, требование конкурсной документации к участнику конкурса о наличии у него опыта в выполнении именно государственных и муниципальных контрактов (договоров) является законным, поскольку опыта оказания услуг по контрактам, заключенным по правилам общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре на оказание услуг, недостаточно для подтверждения высокой квалификации участников объявленного конкурса.
Как было отражено выше, в качестве подтверждения опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, связанного с предметом контракта, должен быть представлен контракт (договор) сопоставимого характера и объема, который должен быть исполнен в 2018 - 2021 годах.
Необходимо отметить, что оказание услуг по организации питания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеет социально значимый характер. Исходя из этих условий, а также необходимости эффективного расходования бюджетных средств, заказчику необходимо быть уверенным в том, что оказание услуг по организации питания в образовательном учреждении, являющееся предметом Конкурса, будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки, имеющий определенный опыт работы в условиях Закона.
В рассматриваемом случае, Организатор торгов в ходе формирования конкурсной документации посчитал для себя приемлемым тот факт, что в качестве подтверждения опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, связанного с предметом контракта, должен быть представлен контракт (договор) сопоставимого характера и объема, который должен быть исполнен в 2018 - 2021 годах.
Необходимо учитывать, что подавая заявку, соответствующую установленным конкурсной документацией критериям оценки, участник подтверждает свою добросовестность и готовность исполнить условия контракта в полном объеме.
Понятие "добросовестность" используется Законом в контексте положений, установленных статьей 37 Закона, согласно которой к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
При таких обстоятельствах, установленный конкурсной документацией срок, в течение которого претендент на участие в конкурсе осуществлял исполнение контрактов до обращения с заявкой на участие в Конкурсе, установлен в целях определения добросовестности исполнителя и стабильности его экономического положения на рынке поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг как дополнительный критерий, гарантирующий достижение цели закупки.
Тот факт, что подобное условие может оказать влияние на сужение количества потенциальных участников закупки, Заявителем не доказан.
Между тем, организации с иным опытом работы также могут участвовать в закупке, так как значения показателя нестоимостного критерия не препятствуют такому участию, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, поскольку предусматривают возможность участникам Конкурса конкурировать по всем критериям, установленным Организатором торгов, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчиков при оказании услуг по объекту закупки.
Относительно довода заявления Общества о том, что оценке конкурсной комиссией подлежит один контракт (договор) с наибольшей ценой, что не предусмотрено Правилами оценки заявок применительно к предмету данной закупки, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Как было отражено выше, одним из показателей нестоимостного критерия оценки, в том числе, является опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (пункт 27 Правил оценки заявок).
На основании пункта 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
При этом, действующее законодательство о закупках, в том числе Правила оценки заявок не содержат специальных норм, непосредственно конкретизирующих содержание критериев, сведений относящихся к критериям, порядок оценки и сопоставления заявок при проведении торгов на оказание услуг общественного питания закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Вместе с этим, Правила оценки заявок не содержат запрета на установление такого подпоказателя показателя "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема нестоимостному критерию оценки заявок" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки", как наибольшая цена одного исполненного контракта (договора) сопоставимого характера, исполненного в 2018 - 2021 г. на оказание услуг по организации питания. При этом минимальных либо максимальных пороговых значений центы такого контракта (договора) конкурсная документация не содержит.
Следовательно, конкурсная документация раскрывает содержание указанных Организатором торгов критериев, а также порядок оценки заявок исходя из документов и сведений, предоставленных участниками закупки, предусмотренный для всех участников закупки.
Комиссия полагает, что при проведении рассматриваемой закупки, исполнение участником более крупного по цене контракта является показателем наличия у такого участника достаточных ресурсов для оказания услуг, и, соответственно, показателем его большей эффективности и надежности.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
С учетом того, что предметом закупки, в рассматриваемом случае, являлся социально значимый характер услуг, установление Организатором торгов такого показателя нестоимостного критерия как "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема нестоимостному критерию оценки заявок", направлено, прежде всего, на возможность реального исполнения участником закупки сопоставимого объема услуг, в установленные сроки и качественного обеспечения потребности обучающихся в питании, и само по себе (в отсутствие подтвержденных фактов ограничения конкуренции, проведения торгов в пользу определенного лица) не может свидетельствовать об установлении таких критериев заведомо с целью ограничения количества участников.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом конкурс с ограниченным участием в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Опыт работы претендента позволяет судить о его квалификации и способности выполнить объем услуг, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия оценки, по мнению Комиссии, является обоснованным.
Помимо изложенного следует отметить, что у Комиссии отсутствуют доказательства, подтверждающие, что оспариваемый критерий ограничил конкуренцию, либо не позволил кому-либо из хозяйствующих субъектов подать заявку на участие в открытом конкурсе.
Отдельно стоит отметить, что конкурсная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом конкурсе, как отсутствие опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта.
Помимо изложенного, Общество в заявлении указывает, что шкала оценки по показателям "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки на любом праве владения производственных мощностей, технологического оборудования, транспортных средств, необходимых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия не содержит пропорциональную зависимость между предоставляемыми сведениями участниками конкурса и количеством присваиваемых баллов, что нарушает пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона.
Комиссией установлено, что Организатором торгов в части II. "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме в соответствии с законом" конкурсной документации для раскрытия содержания критерия "Квалификация участников закупки" предусмотрены, в том числе следующие показатели.
Показатель 2. Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (максимальное значение в баллах - 100, значимость показателя - 20%)
Коэффициент значимости (КЗ) = 0,2
Максимальная оценка по показателю - 100 баллов.
Оценивается количество состоящих в штате участника закупки руководителей и ключевых специалистов (заведующие пищевым производством, шеф-повары, мастер-шефы, повара, инженеры-технологи питания (технологи)) с профильным образованием согласно занимаемой должности.
Оценка заявок будет осуществляться по следующей шкале:
Количество состоящих в штате участника закупки руководителей и ключевых специалистов (заведующие пищевым производством, шеф-повары, мастер-шефы, повара, инженеры-технологи питания (технологи)) с профильным образованием согласно занимаемой должности |
Кол-во баллов |
от 1 до 7 |
0 |
от 8 до 14 |
25 |
от 15 до 21 |
50 |
от 22 до 29 |
75 |
от 30 и более |
100 |
Показатель 3. Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки на любом праве владения производственных мощностей, технологического оборудования, транспортных средств, необходимых для выполнения работ, оказания услуг.
Величина значимости показателя критерия оценки: 10%
Коэффициент значимости показателя критерия оценки: 0,1
Оценивается количество транспортных средств на любом праве владения, предназначенных для перевозки пищевых продуктов
Оценка заявок будет осуществляться по следующей шкале:
Кол-во транспортных средств на любом праве владения, предназначенных для перевозки пищевых продуктов |
Кол-во баллов |
от 1 до 5 |
33 |
от 6 до 10 |
66 |
от 11 и более |
100 |
На основании пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя (пункт 29 Правил оценки заявок).
В рассматриваемом случае Организатор торгов в соответствии с пунктами 11, 29 Правил оценки заявок установил шкалу предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающую интервалы их изменений, или порядок их определения, установил количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки.
Указываемое Заявителем требование о пропорциональности между представляемыми сведениями и баллами оценки в законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок отсутствует. Однако необходимо отметить, что указанная пропорциональность в порядке оценки по указанным нестоимостным показателям присутствует, так как равное увеличение количества представленных сведений дает равный прирост баллов.
При изложенных обстоятельствах, по условиям конкурсной документации порядок оценки участника по вышеуказанным нестоимостным показателям, порядок определения количества баллов по таким показателям установлены понятно и однозначно.
Таким образом, доводы Общества о том, что нестоимостные критерии (показатели) ущемляют права потенциальных участников и создают неравные условия для разных категорий участников рынка несостоятельны, поскольку согласно Закону Организатор торгов самостоятельно определяет необходимость в установлении критериев (показателей) для размещаемых им закупок в целях выявления лучших условий исполнения контракта, что соответствует требованиям Правил оценки заявок и не противоречит требованиям Закона.
Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их заявлений контрольным органом в сфере закупок, установленный статьей 99 Закона, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020).
В рассматриваемом случае, установленные Организатором закупки подобным образом показатели нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" не послужили непреодолимым препятствием для участия в Конкурсе, так как Обществом была подана заявка на участие в Конкурсе, которая конкурсной комиссией признана соответствующей требованиям конкурсной документации.
Особо стоит отметить, что Общество признано победителем данного Конкурса.
При этом, спорные положения конкурсной документации, Общество в установленные Законом сроки в порядке, предусмотренном главой 6 Закона, не обжаловало.
В рассматриваемом случае, данная закупка проводится в виде конкурса с ограниченным участием в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки поданных заявок. Возможность участвовать в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ущемление прав Заявителя и ограничение конкуренции.
Исследовав обстоятельства проведения Конкурса, документы, составленные в ходе его проведения, Комиссия не выявила в действиях Организатора торгов нарушений Закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99 Закона, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
В действиях Организатора торгов при проведении Конкурса нарушений Закона не выявлено.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 15 сентября 2021 г. N 071/06/99-797/2021 (ключевые темы: участники закупок - критерии оценки - конкурсная документация - организатор торгов - организация питания)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2021