Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференции обращение государственного учреждения Тульской области "Тульский психоневрологический интернат" (далее - Заказчик, Учреждение) исх. N 647-исх от 10.09.2021 (вх. N 5205 от 10.09.2021) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Малина" (ИНН 4025457276; 249031, Калужская область, г. Обнинск, ул. Курчатова, дом 19А, офис 405/64) (далее - Общество, ООО "Малина", Поставщик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 03.08.2021 N 0366200035621003904 ТПНИ на поставку овощей сельскохозяйственных (закупка N 0366200035621003904, реестровый номер контракта 2713000291821000073) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила ведения реестра), в отсутствие представителей Заказчика, Общества, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
17.09.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения совместного электронного аукциона на поставку овощей сельскохозяйственных (закупка N 0366200035621003904) (далее - Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об Электронном аукционе (закупка N 0366200035621003904) размещены 07.07.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта для данного Заказчика составляет 1 893 147,50 рублей.
03.08.2021 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО "Малина" заключен Контракт на сумму 1 438 792,06 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется передать в собственность продукцию овощей сельскохозяйственных (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно приложению N 1 "Спецификация", пункту 1 "Техническое задание" приложения N 2 к Контракту поставке подлежит следующий товар:
N |
Наименование поставляемого товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество |
1 |
Капуста белокочанная |
Килограмм |
15 100,00 |
2 |
Картофель продовольственный |
Килограмм |
40 800,00 |
3 |
Лук репчатый |
Килограмм |
7 260,00 |
4 |
Морковь столовая |
Килограмм |
8 500,00 |
5 |
Свекла столовая |
Килограмм |
7 990,00 |
Общие требования к товару установлены в пункте 2 приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту.
Согласно пункту 3.1 Контракта Товар Заказчику/Получателю поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика/Получателя на поставку Товара. Заказчик/Получатель направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается.
Заявка направляется Заказчиком/Получателем не позднее чем за 2 (два) календарных дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 11.1 Контракта настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по 31.05.2022 (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту.
Приложением N 5 к Контракту определен следующий перечень адресов поставки товара:
- Тульская область, Ленинский район, п. Торхово;
- Тульская область, Ленинский район, д. Прудное, д. 100.
Разделом 4 Контракта определен порядок, срок и условия поставки и приемки товара.
Из письменных пояснений Заказчика и из материалов настоящего дела установлено следующее.
03.08.2021 Заказчик направил Поставщику заявку на адрес электронной почты, указанный в разделе 14 Контракта и согласованный его сторонами, с просьбой поставить товар по адресу Тульская область, Ленинский район, п. Торхово в следующем количестве и ассортименте:
N |
Наименование поставляемого товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество |
1 |
Капуста белокочанная |
Килограмм |
250,00 |
2 |
Картофель продовольственный |
Килограмм |
500,00 |
3 |
Лук репчатый |
Килограмм |
100,00 |
4 |
Морковь столовая |
Килограмм |
150,00 |
5 |
Свекла столовая |
Килограмм |
100,00 |
Поставщик в соответствии с товарной накладной от 04.08.2021 N 830 поставил товар по адресу Тульская область, Ленинский район, п. Торхово на сумму 6 117,03 рублей в следующем количестве и ассортименте:
N |
Наименование поставляемого товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество |
1 |
Свекла столовая |
Килограмм |
100,00 |
2 |
Морковь столовая |
Килограмм |
152,00 |
3 |
Лук репчатый |
Килограмм |
62,70 |
Заказчик оплатил за поставленный 04.08.2021 товар в полном объеме (платежное поручение от 05.08.2021 N 3579 на сумму 6 117,03 рублей).
06.08.2021 Заказчик направил Поставщику письмо N 571-исх от 06.08.2021, в котором указал следующее:
"В настоящее время условия контракта не выполняются в полном объеме.
Заявка на поставку товара от 03.08.2021 не была исполнена в полном объеме, а именно существенно недопоставлен товар: капуста - 250 кг".
05.08.2021 Заказчик направил Поставщику заявку на адрес электронной почты с просьбой поставить товар по адресу Тульская область, Ленинский район, п. Торхово в следующем количестве и ассортименте:
N |
Наименование поставляемого товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество |
1 |
Капуста белокочанная |
Килограмм |
250,00 |
2 |
Картофель продовольственный |
Килограмм |
500,00 |
3 |
Лук репчатый |
Килограмм |
100,00 |
4 |
Морковь столовая |
Килограмм |
150,00 |
5 |
Свекла столовая |
Килограмм |
100,00 |
Поставщик в соответствии с товарной накладной от 06.08.2021 N 669 поставил товар по адресу Тульская область, Ленинский район, п. Торхово на сумму 16 413,52 рублей в следующем количестве и ассортименте:
N |
Наименование поставляемого товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество |
1 |
Капуста белокочанная |
Килограмм |
112,00 |
2 |
Картофель продовольственный |
Килограмм |
450,00 |
3 |
Лук репчатый |
Килограмм |
100,00 |
4 |
Морковь столовая |
Килограмм |
140,00 |
5 |
Свекла столовая |
Килограмм |
106,00 |
Заказчик оплатил за поставленный 06.08.2021 товар в полном объеме (платежное поручение от 10.08.2021 N 3651 на сумму 16 413,52 рублей).
13.08.2021 Заказчик направил Поставщику письмо N 581-исх от 13.08.2021, в котором указал следующее:
"В настоящее время условия Контракта не выполняются в полном объеме.
Заявка на поставку товара от 05.08.2021 не была исполнена в полном объеме, а именно существенно не поставлен товар: картофель - 300 кг., капуста - 200 кг., лук - 50 кг., морковь - 100 кг., свекла - 50 кг.".
09.08.2021 Заказчик направил Поставщику заявку на адрес электронной почты с просьбой поставить товар по адресу Тульская область, Ленинский район, д. Прудное, д. 100 в следующем количестве и ассортименте:
N |
Наименование поставляемого товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество |
1 |
Капуста белокочанная |
Килограмм |
150,00 |
2 |
Лук репчатый |
Килограмм |
40,00 |
3 |
Морковь столовая |
Килограмм |
50,00 |
Поставщик в соответствии с товарной накладной от 13.08.2021 N 904 поставил товар по адресу Тульская область, Ленинский район, д. Прудное, д. 100 на сумму 4 266,60 рублей в следующем количестве и ассортименте:
N |
Наименование поставляемого товара |
Единица измерения по ОКЕИ |
Количество |
1 |
Картофель продовольственный |
Килограмм |
260,00 |
Заказчик оплатил за поставленный 13.08.2021 товар в полном объеме (платежное поручение от 16.08.2021 N 3719 на сумму 4 266,60 рублей).
13.08.2021 Заказчик направил Поставщику письмо N 586-исх от 13.08.2021, в котором указал следующее:
"В настоящее время условия Контракта не выполняются в полном объеме.
Заявка на поставку товара от 09.08.2021 не была исполнена в полном объеме, а именно существенно не поставлен товар: капуста - 150 кг., лук - 40 кг., морковь - 50 кг.".
При этом, Заказчик в указанных выше претензиях от 06.08.2021, 13.08.2021 сообщал Поставщику о праве Учреждения расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением Обществом обязательств по Контракту.
13.08.2021 Поставщик направил Заказчику письма б/н (вх. N 171-вх, N 172-вх от 13.08.2021), в которых сообщил о невозможности исполнения своих обязательств по Контракту в связи тем, что основные поставщики сельскохозяйственных овощей Общества находятся на территории Республик Удмуртия и Марий-Эл и не могут поставлять овощи по цене прошлого года, так как в указанных субъектах Российской Федерации введены режимы чрезвычайных ситуация по причине почвенной засухи. При этом, в указанных письмах Поставщик просил не расторгать Контракт с ООО "Малина" в одностороннем порядке и предлагал Заказчику расторгнуть Контракт по обоюдному согласию.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 11.2 Контракта расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
Вследствие того, что Поставщик не выполнил в полном объеме свои обязательства по поставке товара, 25.08.2021 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.08.2021 N 611-исх (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 25.08.2021 направлено посредством почтового отправления через службу экспресс-доставки CDEK (номер отправления 24100454, статус доставки от 27.08.2021 - не вручен); 26.08.2021 размещено в единой информационной системе.
Посчитав, что 07.09.2021 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.
При этом, проанализировав действия Заказчика, связанные с надлежащим уведомлением Общества о принятом Учреждением Решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссией также установлено следующее.
Накладная на доставку CDEK (номер отправления 24100454), в том числе размещенная на сайте компании https://www.cdek.ru/ru/tracking?order_id=24100454, содержит следующую информацию:
ФИО отправителя - Васильева Е.С.;
Адрес отправителя - Тула, Калужское шоссе 100;
ФИО получателя - Мамаджонов Т.А.
Адрес получателя - Калужская область, город Обнинск, улица Курчатова, 19А, 405/64;
Опись вложения - документы.
Таким образом, из представленной накладной не следует, что направлено именно Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Более того, адресатом является физическое лицо, а не юридическое (ООО "Малина"), являющееся стороной Контракта; отправителем является физическое лицо, а не юридическое (государственное учреждение Тульской области "Тульский психоневрологический интернат").
Факт получения Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Обществом не подтвержден.
При этом, как следует из материалов дела, Заказчик рассчитывал срок расторжения Контракта именно с даты получения информации о статусе доставки "Не вручен" от службы экспресс-доставки CDEK (27.08.2021).
Следовательно, обязанности по направлению Обществу Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта с целью надлежащего уведомления ООО "Малина" о принятом решении Заказчиком не соблюдены.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком допущено нарушение порядка направления Обществу Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, установленного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную государственным учреждением Тульской области "Тульский психоневрологический интернат" (вх. N 5205 от 10.09.2021) в отношении общества с ограниченной ответственностью "УК "РЕМЖИЛСТРОЙ" "Малина" (ИНН 4025457276; 249031, Калужская область, г. Обнинск, ул. Курчатова, дом 19А, офис 405/64), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 17 сентября 2021 г. N 071/06/104-822/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021