Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Матюшенко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ": Т.Н. Максимовой,
ИП Полковницкий С.А.: В.В. Дубовик,
рассмотрев жалобу ИП Полковницкий С.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеззараживанию медицинских отходов классов "Б" и "В" на специализированных установках на децентрализованном участке обеззараживания медицинских отходов для ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ" и ОСП ТС на 365 дней (Закупка
N 0373200107421000397) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на
действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.09.2021 NЕО/55362/21, а именно: положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности должностного лица, утвердившего документацию о закупке, сведения об указанном должностном лице, а именно - приказ о назначении на должность, должностной регламент, служебный контракт (трудовой договор), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно предъявляются требования о наличии у Исполнителя удостоверения о прохождении обучения для работы на медицинском стерилизационном оборудовании Tuttnauer ВН 69120 (для операторов), выданным производителем оборудования или его официальным представителем.
Комиссией Управления установлено, что Приложением N3 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к операторам специализированных автоматических установок по обеззараживанию медицинских отходов классов "Б" и "В", так, п.1 Приложением N3 к Техническому заданию установлено, в том числе требование о наличии у Исполнителя удостоверения о прохождении обучения для работы на медицинском стерилизационном оборудовании Tuttnauer BH 69120 (для операторов), выданном производителем оборудования или его официальным представителе.
В подтверждение своих доводов Заявитель указывает, что указанное требование является неправомерным, поскольку медицинское стерилизационное оборудование Tuttnauer ВН 69120, является одним из видов паровых стерилизаторов, на которых производится обезвреживание медицинских отходов в ДПУ, при этом ни инструкцией к данному оборудованию, ни требованиями действующего законодательства не предусмотрено требование о наличии у специалистов, работающих на указанном оборудовании, удостоверения о прохождении обучения у производителя данного оборудования или его официального представителя.
Кроме того Заказчиком также, установлены требования об обязательном обучении по работе на данном оборудовании, при этом из информации, размещенной на сайте производителя и его официальных представителей, не следует, что для работы на данном оборудование требуется пройти обучение.
Таким образом, по мнению Заявителя, предъявление обжалуемого требования ограничивает количество участников закупки, поскольку пройти обучение у производителя оборудования Tuttnauer ВН 69120 не представляется возможным.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что для обеспечения безопасной работы и недопущения аварийных ситуаций эксплуатация стерилизационного оборудования допускается в строгом соответствии с требованиями заводов - изготовителей.
Паровые стерилизаторы являются технически сложными устройствами, работающими под давлением, что подтверждается Техническим паспортом и руководством по эксплуатации, которыми установлено следующее: "Все операции по монтажу, и наладке стерилизатора производятся только инженерами, имеющими сертификат о прохождении обучения на заводе - изготовителе", "К работе со стерилизатором и профилактическому обслуживанию допускаются лица, изучившее настоящее руководство по эксплуатации и прошедшие специальное обучение по обслуживанию стерилизаторов". Вместе с тем, пунктом 5.4. Технического паспорта предусмотрено, что стерилизатор относится к сложной категории изделий, подготовку изделия к монтажу, монтаж, обучение обслуживающего персонала, подготовке к работе и дальнейшее техническое обслуживание производится силами специалистов.
На основании вышеизложенного, Заказчиком в п.1 и 2 Приложения N3 к Техническому заданию определены требования к компетенции операторов, допускаемых к эксплуатации паровых стерилизаторов Tuttnauev ВН 69120 и паровых стерилизаторов DGM М-150, в частности операторы должны быть ознакомлены в условиях материально-технической базы заводов-изготовителей или их официальных представителей с особенностями эксплуатации паровых стерилизаторов и действиями в аварийных ситуациях, которые могут возникнуть, в том числе вследствие вмешательства операторов в настройки рабочих программ стерилизации. При этом руководство по эксплуатации содержит информацию по работе со стерилизатором и профилактическому обслуживанию, в котором установлено,что допускаются лица, изучившие руководство по эксплуатации прошедшие специальное обучение по обслуживанию стерилизаторов, при этом оператор по обеззараживанию медицинских отходов должен ежедневно проводить профилактические работы во избежание остановки работы стерилизаторов.
Не согласившись с выводами представителя Заказчика представитель Заявителя пояснил, что как компания Tuttnauer Соmpany Ltd, так и её официальный представитель не осуществляет на территории Российской Федерации требуемое обучение с выдачей удостоверения о прохождении обучения для работы на медицинском стерилизационном оборудовании Tuttnauer BH 69120, ввиду чего, данное требование является неправомерным.
Вместе с тем, в ходе заседания представитель Заказчика настаивал на том, что требование о наличии у Исполнителя удостоверения о прохождении обучения для работы на медицинском стерилизационном оборудовании Tuttnauer ВН 69120 (для операторов), выданном производителем оборудования или его официальным представителем является правомерным, поскольку данное требование отражено в техническом паспорте и руководстве по эксплуатации стерилизаторов компании Tuttnauer ВН 69120, а также отметил что Заказчик допускает к эксплуатации оборудования операторов в соответствии с требованиями к квалификации, определенные заводом, что не противоречит требованиям законодательства, при этом именно удостоверение Заказчику не требуется, однако Заказчику необходим какой-либо документ, подтверждающий прохождение требуемого обучения.
При этом Комиссия Управления отмечает, что в ходе заседания представитель Заказчика фактически подтвердил факт того, что компания Tuttnauer Соmpany Ltd,а также у ее официальные представители не предоставляют удостоверения о прохождении обучения для работы на медицинском стерилизационном оборудовании Tuttnauer ВН 69120, однако отметил, что Исполнитель обязан иметь сертификат либо иной документ, подтверждающий прохождение обучения для работы на медицинском стерилизационном оборудовании Tuttnauer BH 69120.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что в процессе заседания представитель Заказчика, в подтверждение правомерности установленного требования ссылался на положения технического паспорта и руководства по эксплуатации стерилизаторов компании Tuttnauer ВН 69120, согласно которым "К работе со стерилизатором и профилактическому обслуживанию допускаются лица, изучившее руководство по эксплуатации и прошедшие специальное обучение по обслуживанию стерилизаторов", что, по мнению представителя Заказчика, однозначно указывает на то, что у Исполнителя должен быть документ, подтверждающий прохождение обучения по обслуживанию стерилизаторов.
При этом Комиссия Управления отмечает, что из положений технического паспорта и руководства по эксплуатации стерилизаторов компании Tuttnauer ВН 69120, на которое в своих возражениях ссылается Заказчик напрямую вышеуказанные утверждения не следуют, более того запросов, разъясняющих указанное положение, Заказчиком в адрес компании Tuttnauer Соmpany Ltd, а также ее официальным представителям не направлялось, что как самостоятельный факт подтверждено представителем Заказчика на заседании.
При этом в возражениях Заказчика каких-либо дополнительных документов и сведений, свидетельствующих о правомерности установления требования о наличии у Исполнителя именно удостоверения о прохождении обучения для работы на медицинском стерилизационном оборудовании Tuttnauer ВН 69120 (для операторов), выданным производителем оборудования или его официальным представителем,не представлено, равно как и не представлено документов указывающих на то в какой форме и каким именно образом подтверждается прохождение обучения по работе на стерилизаторах Заказчика.
На основании вышеизложенного, с учетом представленных документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком положений ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Полковницкий С.А. на действия ГБУЗ "ТКБ N 3 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
А.А. Матюшенко
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 сентября 2021 г. N 077/06/106-16314/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2021