Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Матюшенко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГБУ "Московские ярмарки", Департамента торговли и услуг города Москвы, ООО "Техника",
рассмотрев жалобу ООО "Техника" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Московские ярмарки" (далее - Заказчик) при проведении электронного
аукциона на право заключения государственного контракта на поставку спецтехники для нужд отдела клининга (Закупка N 0173200023621000036) (далее - электронный аукцион, аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N ЕИ/56126/21 от 14.09.2021) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неверно выбран код каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог КТРУ) 28.92.20.000-00000020 "Погрузчик ковшовый" для закупаемой спецтехники, и, как следствие, использование ОКПД2 28.92.2 "Машины прочие для перемещения, грейдерных работ, планирования, скреперных работ, выемки, трамбовки, уплотнения или добычи, самоходные, для грунта, минералов или руд (включая бульдозеры, одноковшовые экскаваторы и дорожные катки)", что повлекло за собой неустановление запрета, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - постановление N616), в перечень которого включена закупаемая техника.
На основании п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
П.2 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно положениям аукционной документации предметом закупки является погрузчик ковшовый, при этом код КТРУ 28.92.20.000-00000020 установлен посредством выбора позиций КПГЗ и СПГЗ в системе ЕАИСТ при планировании данной закупки. При этом избранная позиция КТРУ отвечает потребности Заказчика и описывает необходимые характеристики закупаемой техники.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем на заседание Комиссии Управления представителем Заявителя, а также составе жалобы не представлено подтверждение того факта, что выбранная Заказчиком позиция КТРУ 28.92.20.000-00000020 не соотносится с объектом закупки и техническими характеристиками, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с пп. "д" п. 10, п. 12 Правил формирования КТРУ код
ОКПД2 учитывается в коде позиции каталога и включается в справочную информацию, содержащуюся в позиции каталога.
Согласно справочной информации, содержащейся в вышеуказанной позиции КТРУ установлено два кода общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2):
- 28.92.2 "Машины прочие для перемещения, грейдерных работ, планирования, скреперных работ, выемки, трамбовки, уплотнения или добычи, самоходные, для грунта, минералов или руд (включая бульдозеры, одноковшовые экскаваторы и дорожные катки)";
- 28.92.25.000 "Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные".
При этом код 28.92.25.000 "Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные" входит в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск в соответствии с постановлением N616.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчик в рамках данной закупки применяет код ОКПД2 28.92.2, в связи с чем запрет, предусмотренный постановлением N 616 и соответствующие требования к составу заявки не установлены.
Вместе с тем отмечаем, что из совокупности установленных Заказчиком характеристик следует, что на закупаемый фронтальный одноковшовый погрузчик в избранной позиции КТРУ предусмотрен самостоятельный код ОКПД2 28.92.25.000, который, в свою очередь, включен в перечень товаров, в отношении которых устанавливается запрет на допуск в соответствии с постановлением N616.
В связи с изложенным, Заказчику надлежало установить запрет на допуск промышленных товаров, в соответствии с постановлением N 616.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.3 ст.14, п.10 ст.42 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком по п. "Погрузчик ковшовый" установлены требования таким образом, что ограничивают круг потенциальных участников закупки.
Заявитель указывает, что в адрес Заказчика был направлен запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, в котором Заявитель просил расширить диапазоны значений таких характеристик как: "Наличие устройства защиты оператора FOPS", "Охлаждение двигателя", "Угол подъема ковша на уровне земли, град", "Трансмиссия", что позволило бы увеличить количество допустимых аналогов предполагаемых к поставке техники.
Например, Заявитель указывает, что согласно техническому заданию Заказчику не требуется наличие устройства защиты оператора FOPS, при этом Заказчику было предложено улучшить данную характеристику, а именно указать на наличие данного устройства, однако наличие устройства защиты оператора FOPS Заказчику не требуется в связи с чем, по мнению Заявителя, Заказчик мог исключить данный параметр из технического задания, ввиду отсутствия в ней потребности, либо обосновать выбор данного значения.
Таким образом, по мнению Заявителя, отказ Заказчика внести изменения в техническое задание является необоснованным, поскольку расширение диапазона значений параметров позволило бы участникам закупки предложить более широкий модельный ряд аналогичной техники различных производителей.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что характеристики к товару "Погрузчик ковшовый" установлены в соответствии выбранного КТРУ 28.92.20.000-00000020, при этом значения характеристик определены Заказчиком на основании своей потребности, в связи с чем, по мнению представителя Заказчика, доводы Заявителя являются несостоятельными.
В то же самое время Комиссия Управления отмечает, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, в силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что требования установленные Заказчиком к поставляемому товару приводят к ограничению участников закупки.
Кроме того Комиссия Управления отмечает, что на участие в аукционе подано 2 заявки, что свидетельствует о возможности формирования заявки на участие в процедуре.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Техника" на действия ГБУ "Московские ярмарки" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.14, п.10 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
А.А. Матюшенко
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 сентября 2021 г. N 077/06/106-16539/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2021