Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок В.А. Матвеева,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ИП Иванов А.Т.: Иванова А.Т.,
ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России: Воронцовой Н.В. (доверенность от 27.07.2021 N71),
рассмотрев жалобу ИП Иванов А.Т. (далее - Заявитель) на действия
ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку серверов для работы МИС для ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России (среди СМП и СОНКО) (Закупка N 0373100108121000138) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.09.2021 N ЕИ/56307/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель в составе жалобы указывает на то, что в аукционной документации установлены требования к товару не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), при этом, по мнению Заявителя, с учетом внесенных изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2021 г. N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N1432) в постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N878), Заказчик обязан применять только информацию, включенную в позицию каталога без включения дополнительных требований либо приложить разрешение, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, однако, Заказчиком в составе аукционной документации размещено исключительно обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, а также установлены требования к товарам не предусмотренные каталогом.
В силу п.1,п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
На основании ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления N878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно п.5 постановления N878 в редакции, действующей с 31.08.2021, подтверждением случая, установленного пунктом 4 постановления N878, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что с учетом внесенных изменений на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2021 г. N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", вступивших в силу 31.08.2021, в случае невозможности соблюдения ограничений на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных п.4 постановления N878, Заказчику необходимо получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
При этом Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона размещено Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок 03.09.2021, что свидетельствует о том, что Заказчик обязан руководствоваться действующей редакцией постановления N878 с учетом внесенных в него изменений, вступивших в силу 31.08.2021.
Согласно п.28 информационной карты аукционной документации, в том числе, установлены ограничения допуска товаров в соответствии с постановлением N878, при этом обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (применимое для исключительно для закупок, извещения о которых опубликованы до 31.08.2021 и в которых не установлены ограничения допуска товаров в соответствии с постановлением N878) в составе аукционной документации отсутствует.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что документация утверждена Заказчиком 30.08.2021, при этом, закупаемому товару подпадает под код ОКПД 26.20.14.000, который в связи внесением изменений в постановление N878 в принципе исключен из перечня постановления N878.
Комиссия Управления отмечает, что в связи с отсутствием нормативного правого акта, утверждающего порядок получения разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, установленного п.5 постановления N 878 у Заказчика в настоящий момент отсутствует возможность получения данного разрешения.
Аналогичный вывод следует из разъяснения по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2021 г. N 1432, опубликованном на сайте Государственной информационной системы промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации 09.09.2021 по адресу https://gisp.gov.ru/news/15832233/.
Таким образом, разрешение на момент формирования закупочной документации Заказчику получить не представлялось возможным, более того, Заказчиком в соответствии с законодательством, действующим на момент формирования документации установлены ограничения допуска товаров в соответствии с постановлением N878, при этом указанное в жалобе обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе аукционной документации отсутствует.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Вместе с тем, относительно установления требований к товару п."Сервер" не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) в ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п.1 Правил формирования КТРУ указанные Правила определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
В силу п.2 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с указанными Правилами.
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления отмечает, что аналогичный запрет на указание дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога также содержался в Правилах использования КТРУ в редакции действующей на момент формирования закупочной документации.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В ходе заседания Комиссии Управления установлено, что п. "Сервер" отнесен к коду КТРУ 26.20.14.000-00000189 "Сервер", который содержит следующие обязательные характеристики для данного товара: количество установленных процессоров, а также следующие необязательные: система удаленного управления сервером; адаптер; аппаратная поддержка виртуализации; базовая частота каждого установленного процессора (без учета технологии динамического изменения частоты); возможность установки плат стандарта PCIe; выделенный порт удалённого управления сервером; защитная панель безопасности; интерфейс поддерживаемых накопителей; интерфейс подключения; интерфейс установленных накопителей (тип 1); интерфейс установленных накопителей (тип 2); количество LFF (3,5) слотов для накопителей на задней панели; количество LFF (3,5) слотов для накопителей на лицевой панели; количество SFF (2,5) слотов для накопителей на задней панели; количество SFF (2,5) слотов для накопителей на лицевой панели; количество USB 2.0 портов; количество USB 3.x портов; количество занимаемых юнитов в стойке; количество потоков каждого установленного процессора; количество свободных слотов для установки плат расширения PCIe x1; количество свободных слотов для установки плат расширения PCIe x16; количество свободных слотов для установки плат расширения PCIe x2; количество свободных слотов для установки плат расширения PCIe x4; количество свободных слотов для установки плат расширения PCIe x8; Количество сетевых портов Ethernet; количество сетевых портов InfiniBand; количество слотов для модулей оперативной памяти; количество установленных HBA портов; количество установленных блоков питания; количество установленных блоков питания с поддержкой горячей замены; количество установленных накопителей (тип 1); количество установленных накопителей (тип 1) с поддержкой горячей замены; количество установленных накопителей (тип 2); количество ядер каждого установленного процессора; максимально возможное количество видеокарт для установки; максимальное количество накопителей в корпусе; максимальное количество процессоров; максимальный общий поддерживаемый объем оперативной памяти; наличие аппаратного дискового контроллера; наличие выделенных интерфейсов для объединения серверных шасси в кластер; наличие защиты кэш-памяти дискового контроллера при потере питания сервером; наличие интегрированного видеоадаптера; наличие направляющих для установки в шкаф телекоммуникационный; наличие средств доверенной загрузки, сертифицированных ФСБ; наличие средств доверенной загрузки, сертифицированных ФСТЭК; наличие устройства для укладки кабелей; объем видеопамяти видеокарты; объем каждого установленного модуля оперативной памяти; объем каждого установленного накопителя (тип 1); объем каждого установленного накопителя (тип 2); объем кэш-памяти установленного дискового контроллера; оптический привод; поддерживаемая архитектура набора команд процессора; поддерживаемые дисковым контроллером типы RAID; поддержка протокола RDMA; поддержка функции обнаружения и коррекции ошибок в оперативной памяти; полная мощность одного блока питания; ресурс на запись дисков SSD (тип 1) - количество перезаписей всего объема накопителя в день (DWPD); ресурс на запись дисков SSD (тип 2) - количество перезаписей всего объема накопителя в день (DWPD); скорость HBA порта; скорость вращения дисков в накопителе HDD или SSHD (тип 1); скорость вращения дисков в накопителе HDD или SSHD (тип 2); скорость сетевого порта Ethernet; скорость сетевого порта InfiniBand, Гбит/с; суммарный объем установленной оперативной памяти; тип контроллера дистанционного мониторинга и управления; тип корпуса; тип размещения RS-232; тип размещения USB портов; тип сервера; тип сетевого порта; тип среды передачи для HBA порта; тип среды передачи для сетевого порта; тип установленных накопителей (тип 1); тип установленных накопителей (тип 2); уровень резервирования установленных блоков охлаждения; уровень резервирования установленных блоков питания; установленный адаптер HBA.
При этом Заказчиком установлены следующие дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ: Количество трансиверов; Количество сетевых портов Ethernet тип 2; Скорость сетевого порта Ethernet тип 2; Интерфейс автоматизации процессов инвентаризации и контроля целостности состава аппаратных средств, системного и прикладного программного обеспечения, установленного на серверы и рабочие станции (далее АРМ) компании, а также размещено обоснование необходимости использования данных характеристик.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в составе Технического задания размещено обоснование установления дополнительных характеристик, что является надлежащим исполнением требований п.6 Правил и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что пп. "а" п.5 правил использования КТРУ прямо предусмотрен запрет на использование дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ в случае установления в составе аукционной документации ограничений допуска в соответствии с постановлением N878.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлены дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ, при описании характеристик товара.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация сформирована в нарушение ч. 6 ст.23 Закона о контрактной системе, а также, что действия Заказчика содержат в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что Заявителем в составе жалобы не представлено документов и доказательств свидетельствующих о том, что установление вышеуказанных четырех характеристик повлекло ограничение количество участников закупки или же повлекло невозможность предложения к поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, сведения о которой включены в реестр или же, что совокупности требований к товару ввиду установления таких характеристик соответствует товар единственного производителя, ввиду чего, Комиссии Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Иванов А.Т. на действия аукционной комиссии
ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России обоснованной в части установления требований к товарам не в соответствии с КТРУ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: В.А. Матвеев
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 сентября 2021 г. N 077/06/106-16647/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2021