Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Леонтьевой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителя МПГУ: А.О. Самохина,
в отсутствие представителей ООО "ПОЛИМЕР-РУС", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок,
рассмотрев жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" (далее - Заявитель) на действия МПГУ при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту: аудиторий, коридоров, дверей - 1-го, 2-го, 3-го этажей, ремонт межэтажных лестниц здания, ремонт поточных аудиторий, ремонт женских санузлов на 2-ом и 3-ем этажах, ремонт мужского санузла на 2-м этаже в здании МПГУ по адресу: г. Москва, ул. М. Пироговская, д.29/7, стр.1 (закупка N0373100116221000017)
(далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, в результате рассмотрения которых установлено следующее.
Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателям "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", "Общее количество исполненных контрактов (договоров)", "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.15 ст.54.4 Закона о контрактной системе не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки, не предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе, а также частями 5 и 6 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок,окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с конкурсной документацией оценка заявок производится в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), с использованием не менее 2 критериев оценки заявок.
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком утвержден следующий порядок оценки конкурсных заявок по обжалуемым показателям нестоимостного критерия:
2.1 |
Показатель "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" |
Значимость показателя критерия: ) 35. Коэффициент значимости показателя критерия - 0,35. Порядок оценки показателя: Лучшим условием по данному показателю является общая стоимость исполненных контрактов (договоров) сопоставимого характера*, выраженная в рублях (в соответствии с формой 3.1. пункт 1 "Конкурсной документации") и подтвержденная участником закупки документально. Начисление баллов производится только по документально подтвержденной информации (все подтверждающие документы должны быть отсканированные и прикрепленные к электронной заявке в файлах в формате pdf). Документами, подтверждающими представленную информацию, являются копии исполненных без штрафных санкций государственных контрактов (включая все приложения к ним, с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (включая все приложения к ним, с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. Непредставление в составе заявки таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки. В случае отсутствия документа по данному показателю, участнику присваивается 0 баллов. Комиссия оценивает опыт участника по показателю путем изучения данных (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в заявке на участие в открытом конкурсе, в случае их наличия). Количество баллов, присуждаемых по показателю , определяется по формуле: , где: - коэффициент значимости показателя; - предложение участника закупки, заявка (предложение), которого оценивается; - максимальное предложение из всех сделанных участниками закупки. * Контрактами (договорами) сопоставимого характера* являются контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по текущему ремонту, не относящиеся к капитальному ремонту. |
2.2. |
Показатель "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" |
Значимость показателя критерия: 35. Коэффициент значимости показателя критерия - 0,35. Порядок оценки показателя: Лучшим условием по данному показателю является Общее количество исполненных контрактов (договоров) сопоставимого характера*, и подтвержденное участником закупки документально. Начисление баллов производится только по документально подтвержденной информации (все подтверждающие документы должны быть отсканированные и прикрепленные к электронной заявке в файлах в формате pdf). Документами, подтверждающими представленную информацию, являются копии исполненных без штрафных санкций государственных контрактов (включая все приложения к ним, с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (включая все приложения к ним, с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. Непредставление в составе заявки таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки. В случае отсутствия документа по данному показателю, участнику присваивается 0 баллов. Комиссия оценивает опыт участника по показателю путем изучения данных (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в заявке на участие в открытом конкурсе, в случае их наличия). Количество баллов, присуждаемых по показателю НЦБi (2.2), определяется по формуле:
где: - коэффициент значимости показателя; - предложение участника закупки, заявка (предложение), которого оценивается; - максимальный показатель из всех сделанных участниками закупки В случае отсутствия документа по данному показателю, участнику присваивается 0 баллов. * Контрактами (договорами) сопоставимого характера* являются контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по текущему ремонту, не относящиеся к капитальному ремонту. |
2.3 |
Показатель "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" |
Значимость показателя критерия: 30. Коэффициент значимости показателя критерия - 0,30. Лучшим условием по данному показателю является Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) сопоставимого характера*, выраженная в рублях и подтвержденная участником закупки документально. Начисление баллов производится только по документально подтвержденной информации (все подтверждающие документы должны быть отсканированные и прикрепленные к электронной заявке в файлах в формате pdf). Документами, подтверждающими представленную информацию, являются копии исполненных без штрафных санкций государственных контрактов (включая все приложения к ним, с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (включая все приложения к ним, с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. Непредставление в составе заявки таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки. В случае отсутствия документа по данному показателю, участнику присваивается 0 баллов. Комиссия оценивает опыт участника по показателю путем изучения данных (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в заявке на участие в открытом конкурсе, в случае их наличия). Количество баллов, присуждаемых по показателю НЦБi (2.3), определяется по формуле:
где: - коэффициент значимости показателя; - предложение участника закупки, заявка (предложение), которого оценивается; - максимальный показатель из всех сделанных участниками закупки
В случае отсутствия документа по данному показателю, участнику присваивается 0 баллов. Оценке подлежит не более одного комплекта документов на одного сотрудника, представленных участником в соответствии с требованиями заказчика. * Контрактами (договорами) сопоставимого характера* являются контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по текущему ремонту, не относящиеся к капитальному ремонту. |
По мнению Заявителя, утвержденный Заказчиком порядок оценки по вышеуказанным показателям является неправомерным, поскольку, исходя из вышеуказанных положений, к оценке принимаются исключительно контракты, предусматривающие выполнение работ по текущему ремонту, не относящиеся к капитальному ремонту, однако, так, например, капитальный ремонт включает в себя, в том числе и работы по текущему ремонту, кроме того является более сложным и требующим более высокой квалификации от исполнителя, следовательно, контракты на выполнение работ по капитальному ремонту так же являются подтверждением наличия необходимого заказчику опыта, а значит должны учитываться при оценке по показателю.
Таким образом, возможность участников представлять для оценки исключительно контракты на выполнение работ по текущему ремонту является нарушением прав участников, поскольку не позволяет осуществить надлежащую квалификационную оценке и ограничивает конкуренцию.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы, а также пояснил, что данные требования были включены в порядок оценки вследствие технической ошибки, при этом 15.09.2021 Заказчиком в Единой информационной системе размещены разъяснения положений конкурсной документации от 15.09.2021 N1, согласно которым "в форме "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе": выявлена опечатка в п.п. 2.1, 2.2, 2.3: считать: * Контрактами (договорами) сопоставимого характера* являются контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по любым ремонтным работам".
На основании вышеизложенного, а также с учетом пояснений представителя Заказчика Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, поскольку установленные критерии оценки не способствует определению наиболее квалифицированного исполнителя, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что при выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия Управления исходила из того, что выявленные нарушения не являются основаниями для отклонения заявок и соответственно не являются препятствием для совершения действий по подаче заявки на участие в процедуре.
Кроме того Комиссия Управления также отмечает, что Заказчиком в Единой информационной системе размещены разъяснения положений конкурсной документации от 15.09.2021 N1, указывающие на то, что к оценки будут приниматься контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по любым ремонтным работам, при этом срок окончания подачи заявки Заказчиком был установлен до 21.09.2021, что в совокупности свидетельствует о том, что у участников было 6 дней для ознакомления с положениями документации, разъяснениями положений конкурсной документации, а также возможности подачи заявки на участие в конкурсе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" на действия МПГУ обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.8 ст.32, п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на ход проведения закупочной процедуры.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии А.С. Леонтьева
Н.С. Лушникова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 сентября 2021 г. N 077/06/106-16719/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021