На основании поступившей информации от ООО "Спектр" (далее - Заявитель), положений пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпункта а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Постановление N 1576), Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия), в составе:
- Широковой О.В., заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, руководителя инспекции,
- Лунёвой А.В., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена инспекции,
- Сизова К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена инспекции,
- Жамбалдоржиевой О.О., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена инспекции,
- Кадакиной Т.А., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена инспекции.
в период с 08.09.2021 года по 21.09.2021 года проведена внеплановая проверка деятельности государственного заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Минстрой Хакасии, Заказчик), уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - Госкомитет, уполномоченный орган) и его комиссии при проведении электронного аукциона на поставку сервера (закупка N 0380200000121004567),
по результатам проведения внеплановой проверки Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного Аукциона.
При этом 03.09.2021 года от Заявителя - ООО "Спектр" поступил отзыв вышеуказанной жалобы. Вместе с тем, Хакасским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными в ЕИС в период проведения внеплановой проверки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 23.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 141 750,00 рублей;
3) источник финансирования - республиканский бюджет Республики Хакасия, КБК 84004126360120120244;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) аукционная документация N ЭА21-004586 утверждена 23.08.2021 Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия Келиным В.А.;
6) дата и время начала срока подачи заявок - 23.08.2021 12:26;
7) дата и время окончания срока подачи заявок - 31.08.2021 08:00;
8) дата проведения аукциона - 02.09.2021;
9) на участие в Аукционе подано две заявки, которые признаны соответствующими требованиям документации;
10) в Аукционе принял участие один участник - ООО "Спектр", заявка которого признана соответствующей требованиям документации. Согласно части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
11) Контракт находится на стадии заключения.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в описании объекта закупки при использовании позиции КТРУ указаны дополнительные характеристики и не применены положения Постановления Правительства РФ N 878.
Вместе с тем, в Обосновании невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, Заказчиком не указано ни одного довода и примера сервера, находящегося в реестре, который не соответствует требованиям Заказчика.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с указанной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
На момент размещения закупки действовало Постановление N 878 в редакции от 25.07.2021.
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно пункту 5 Постановления N 878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 указанного Постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением N 878 (далее - Порядок), и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях:
а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке;
б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Следовательно, в соответствии с Постановлением N 878, в случае невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, и ограничения допуска радиоэлектронной продукции заказчиком в ЕИС в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, размещается обоснование невозможности соблюдения таких запрета и ограничения, составленное в соответствии с Порядком.
Вместе с тем Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), а также правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
На момент размещения закупки действовало Постановление N 145 в редакции от 24.11.2020.
В пункте 5 Правил использования каталога сказано, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением в том числе:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно извещению, Заказчиком выбран код позиции КТРУ 26.20.14.000-00000189 "Сервер", предусмотренный Перечнем радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
При этом установлено, что 23.08.2021 одновременно с извещением о проведении закупки, Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Таким образом, Заказчиком при проведении закупки не установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878, в связи с чем, Заказчик вправе был указать в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены позицией КТРУ. Комиссия также принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога Заказчик включил в описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации.
Вместе с тем, Комиссией антимонопольного органа установлено, что обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, составлено Заказчиком не в соответствии с Порядком подготовки такого обоснования, утвержденным Постановлением N 878.
Так, пунктом 3 Порядка определено, что обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
В свою очередь Заказчиком в пункте 3 Обоснования "Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком" указано:
Функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, а именно: отсутствует информация по характеристикам.
Кроме того, на запрос Хакасского УФАС России от 21.09.2021 исх. N 06-8316/ОЖ о предоставлении информации о том, по каким характеристикам сервера, включенные в единый реестр радиоэлектронной продукции, не подходят требованиям Заказчика, был получен ответ Минстроя Хакасии от 21.09.2021 исх. N 090-9473-07, согласно которого "в реестре радиоэлектронной продукции отсутствовали подробные характеристики товаров с наименованием "Сервер", в связи с чем, сделать вывод о том, подходят ли сервера требованиям Заказчика не представлялось возможным".
При этом, согласно письма Минпромторга России от 24.09.2019 N ПГ-11-7984 в Реестре указано оборудование и его производитель. Соответствие характеристик оборудования соответствующим характеристикам, установленным заказчиком, можно выяснить у производителя оборудования.
Однако Заказчик, формально указавший в качестве обоснования невозможности закупки радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, подпункт б) пункта 2 Порядка, т.е. радиоэлектронная продукция, включенная в реестр по своим характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции, - такую информацию не проверял, каких-либо запросов производителям не направлял, доказательств несоответствия характеристик серверов, включенных в реестр, и требующегося Заказчику не представил.
На основании изложенного, в виду отсутствия обстоятельств, предусмотренных подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка (доказательств обратного в материалы проверки не представлено), у Заказчика не имелось оснований для неприменения ограничений согласно Постановления N 878.
Кроме того, в нарушение подпункта г) пункта 3 Порядка Обоснование Заказчика не содержит информации о том, по каким именно функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам сервера включенные в реестр, не соответствуют требованиям Заказчика.
Вышеизложенное свидетельствует о несоблюдении Заказчиком положений части 3 статьи 14 Закона контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения по ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
Также рамках внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Порядок взаимодействия Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с заказчиками (далее - Порядок взаимодействия) утвержден Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 N 630.
Согласно пункта 2.2.1 Порядка взаимодействия, на основании заявок, утвержденных заказчиком, Госкомитет формирует и размещает в единой информационной системе конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, запроса предложений в электронной форме (далее - документация).
Сведения, утвержденные заказчиком в заявке, изменению и дополнению Госкомитетом не подлежат, но могут быть изменены заказчиком, в том числе в соответствии с рекомендациями Госкомитета (пункт 2.2.4 Порядка взаимодействия).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и инструкцию по ее заполнению.
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 года N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Согласно пояснений Заказчика, что не оспаривается Госкомитетом, в составе заявки N 84126 на размещение закупки, представленной уполномоченному органу, была приложена Инструкция по заполнению первой части заявки участниками закупки, содержащая требования Заказчика о предоставлении участниками закупки в первых частях заявок характеристик товара, соответствующих всему разделу 4 технического задания, т.е. в том числе дополнительным характеристикам.
Однако в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (приложение к информационной карте аукционной документации, размещенной в ЕИС) уже указано о предоставлении участниками закупки характеристик товара, указанных исключительно в табличной части раздела 4 Технического задания:
Требования заказчика к конкретным показателям товара указаны в техническом задании - в табличной части Раздела 4. Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара".
Таким образом, уполномоченный орган при формировании и размещении документации об Аукционе допустил изменение сведений (отдельных положений Инструкции), утвержденных Заказчиком и содержащихся в заявке на размещение закупки, что свидетельствует о несоблюдении Госкомитетом вышеуказанных положений Порядка взаимодействия и о нарушении пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также привело к тому, что заявка участника Аукциона - ООО "Спектр", содержащая конкретные показатели товара исключительно в соответствии с табличной частью раздела 4 Технического задания (т.е. без указания дополнительных характеристик, столь важных для Заказчика согласно его обоснования, указанного в Техническом задании), была признана соответствующей установленным требованиям, а участник ООО "Спектр" был признан победителем Аукциона.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается в том числе на условиях, предусмотренных заявкой участника закупки, с которым заключается контракт. Следовательно, при изложенных обстоятельствах, предполагается заключение контракта с ООО "Спектр" на поставку сервера, с характеристиками, соответствующими изложенным в табличной части раздела 4 Технического задания, однако не известно соответствует ли предлагаемый к поставке сервер дополнительным характеристикам, требования к которым предъявлял Заказчик.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
На основании вышеизложенного, с учётом выявленных нарушений, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией антимонопольного органа принято решение выдать Заказчику, уполномоченному органу и его комиссии, а также оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Постановления N 1576, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Признать Уполномоченный орган нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, уполномоченному органу и его комиссии выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
О.В. Широкова |
Члены комиссии: |
А.В. Лунёва К.А. Сизов Т.А. Кадакина О.О. Жамбалдоржиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 21 сентября 2021 г. N 36 (ключевые темы: иностранные государства - государственные и муниципальные нужды - участники закупок - техническое задание - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021