Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в присутствии представителей от:
- ООО "Национальный Центр Информатизации" - И.А. Зубаков по доверенности от 28.06.2021 N94, Е.Б. Суворова по доверенности от 28.06.2021 N93,
- Администрации города Хабаровска - Т.В. Зинич по доверенности от 15.12.2020 N1.1.29-375,
- заказчика - Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска - Ю.Н. Кононенко по доверенности от 12.09.2021 N4,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Национальный Центр Информатизации" (далее - ООО "НЦИ", заявитель) и материалы дела N 7-1/447 (027/06/33-1193/2021), Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "НЦИ" на действия Заказчика - Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, уполномоченного органа - Управления муниципального заказа администрации г. Хабаровска при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по созданию автоматизированной системы биометрической видеофиксации физических лиц в составе технических средств обеспечения безопасности граждан в общественных местах (извещение N 0122300006121000968 от 27.08.2021).
По мнению Заявителя, уполномоченным органом, заказчиком при осуществлении вышеуказанной закупки допущены следующие нарушения:
1. Согласно подразделу 1.1 "Полное наименование системы и ее условное обозначение" Технического задания Приложения N2 к муниципальному контракту установлено требование о том, что по условиям муниципального контракта должна быть поставлена только Автоматизированная система биометрической видеоидентификации физических лиц "Визирь", разработчик программного обеспечения ЗАО "ЦРТ". Письмом ФГКУ "В/ч 45187" от 13.04.2021 N16/15/1517 подтверждено, что в ПО "Визирь" реализована поддержка универсального протокола обмена данными САФТ.00043-01 13 01, в связи с чем поставка иного ПО (эквивалента) не допускается.
Однако, указанный универсальный протокол обмена данными с КАРС (децимальный номер САФТ.00043-01 13 01) реализован не только в составе ПО "Визирь", также реализован в ПО FindFace, разработанного ООО "НТех лаб", подтверждение служит письмо Письмом ФГКУ "В/ч 45187" от 18.06.2021 N16/15/2576 в адрес ООО "НТех лаб".
Таким образом, указанный в аукционной документации универсальный протокол обмена данными с КАРС не может являться основанием для указания в документации конкретного товарного знака "Визирь", а равно и основанием для закупки конкретного программного обеспечения.
Также участником подан запрос разъяснений документации, в котором обращено внимание заказчика на недопустимость формирования аукционной документации в нарушение требований Закона о контрактной системе, влекущее ограничение конкуренции и с просьбой внести соответствующие изменения.
Заказчиком не представлено документальных доказательств несоответствия иного ПО (не "Визирь") требованиям заказчика, указание на товарный знак без возможности предоставления эквивалента противоречит требованию Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком установлено ограничение, согласно которому закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
На основании статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N 0122300006121000968 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 27.08.2021.
Объект закупки: выполнение работ по созданию автоматизированной системы биометрической видеофиксации физических лиц в составе технических средств обеспечения безопасности граждан в общественных местах.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 3 585 006, 00 рублей.
Источник финансирования: бюджет городского округа "Город Хабаровск" на 2021 год.
В ходе рассмотрения жалобы заказчиком, уполномоченным органом представлены мотивированные отзывы, согласно которым считают доводы жалобы необоснованными.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующему выводу.
1. Согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в аукционной документации (п. 10) описание объекта закупки: функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки в соответствии с Техническим заданием Приложение N2 к муниципальному контракту.
Согласно подразделу 1.1 "Полное наименование системы и ее условное обозначение" Технического задания Приложения N2 к муниципальному контракту установлено полное наименование системы и ее условное обозначение:
Автоматизированная система биометрической видеоидентификации физических лиц "Визирь", разработчик программного обеспечения ЗАО "ЦРТ", в составе технических средств обеспечения безопасности граждан в общественных местах (в том числе в составе аппаратно-программного комплекса "Безопасный город") (далее - Система).
Состав ПО:
- базовая лицензия на ПО "Визирь" STC-S526 - 1 лицензия;
- лицензия на биометрическую базу данных: 1000 лиц -1 лицензия;
- лицензия на модуль интеграции с внешними системами (видеонаблюдение) -1 лицензия;
- лицензия на модуль отчетности -1 лицензия;
- лицензия на обработку информации с одной видеокамеры более 2 лиц - 20 лицензий;
Письмом ФГКУ "В/ч 45187" от 13.04.2021 N16/15/1517 подтверждено, что в ПО "Визирь" реализована поддержка универсального протокола обмена данными САФТ.00043-01 13 01, в связи с чем поставка иного ПО (эквивалента) не допускается.
В п. 4.1.11 Технического задания Приложение N2 к муниципальному контракту установлены дополнительные требования.
4.1.11.1 Требования к системе, связанные с особыми условиями эксплуатации
Часть зон контроля могут быть размещены на объектах транспортной инфраструктуры, в связи с этим Система должна иметь сертификат соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности (в части поставляемого программного комплекса системы идентификации лиц) требованиям к их функциональным свойствам в соответствии Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" по схеме поставки серийно-выпускаемых технических средств обеспечения транспортной безопасности.
4.1.11.2 Специальные требования
ПО Системы включена в единый реестр российских программ для электронно-вычислительных машин и баз данных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - номер реестровой записи 1989 от 08.10.2016.
С целью обеспечения выполнения оперативно-розыскных задач система идентификации лиц должна обеспечивать взаимодействие с информационно-аналитическим центром специальных служб посредством универсального протокола обмена данными КАРС (САФТ.00043-01 13 01). Поддержка указанного универсального протокола подтверждена информационным письмом, предоставленным ФГКУ "Войсковая часть 45187" от 13.04.2021 N16/15/1517.
4.1.11.3 С целью обеспечения интеграции с ведомственными фото- банками и использования результатов детекций и идентификаций в ведомственных структурах должна обеспечиваться интеграция с системой ЦВАУ.468169.031-10 Аппаратно-программный комплекс (АПК), сбора, пред-обработки, поиска, анализа, учёта и хранения биометрических данных голоса/лица и других мерностей.
По мнению заявителя ввиду того, что заказчиком не представлено документальных доказательств несоответствия иного ПО (не "Визирь") требованиям заказчика, установление в Техническом задании Приложение N2 к муниципальному контракту указание на товарный знак без возможности предоставления эквивалента противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Из пояснений заказчика следует, что администрацией города Хабаровска проведен анализ рынка систем видеофиксации лиц, проанализированы декларируемые технические характеристики программных продуктов более 25 производителей. Проведено трех месячное тестирование программных комплексов, в котором принимали участие сотрудники оперативных подразделений правоохранительных органов, а также представители производителей программных продуктов, был определен программный продукт "Визирь" с характеристиками, удовлетворяющими всех участников процесса.
Тем самым, при выполнении работ по созданию автоматизированной системы биометрической видеофиксации физических лиц, входящей в состав аппаратно - программного комплекса "Безопасный город", необходимо использовать программное обеспечение имеющее возможность интеграции с ведомственными сетями. Возможность интеграции с сетями ФСБ РФ (протокол КАРС) и МВД РФ (Протокол ЦВАУ.468169.031-10) имеется только у программного продукта "Визирь", в связи с чем использование иного программного обеспечения (эквивалента) не допустимо.
Заказчиком, уполномоченным органом в представленном отзыве, а также в заседании комиссии не представлено обоснования подтверждения уникальности ПО "Визирь", а равно не доказана исключительность данного программного обеспечения по отношению к иным ПО. Заказчиком, уполномоченным органом в материалы дела не представлено доказательств отсутствия возможности интеграции с сетями ФСБ РФ (протокол КАРС) и МВД РФ (Протокол ЦВАУ.468169.031-10) у них производителей программного обеспечения.
При таких обстоятельствах, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное описание объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы в указанной части, в действиях заказчика устанавливается нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Признавая указанный довод заявителя необоснованным комиссия Хабаровского УФАС России исходила из следующих обстоятельств.
Согласно п. 28 Аукционной документации закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования).
Участники осуществления закупки должны соответствовать:
1) требованиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
2) требованиям, установленным п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Установление при осуществлении закупки ограничения для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций не является ограничением конкуренции, так как согласно ч.1 ст. 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок. В связи с чем указанный довод жалобы признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "НЦИ" на действия Заказчика - Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, уполномоченного органа - Управления муниципального заказа администрации г. Хабаровска при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по созданию автоматизированной системы биометрической видеофиксации физических лиц в составе технических средств обеспечения безопасности граждан в общественных местах (извещение N 0122300006121000968 от 27.08.2021) обоснованной в части описания объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
2. Признать заказчика - Управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска нарушившим п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу - управлению муниципального заказа администрации города Хабаровска, заказчику - управлению жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда администрации города Хабаровска предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела N 7-1/447 (027/06/33-1193/2021) уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 сентября 2021 г. N 7-1/447
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2021