Резолютивная часть объявлена 17.09.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 21.09.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Михайлова О.Н. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Аншкуров А.С. по доверенности N б/н от 15.09.2021;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Смаилов Р.Ш. по доверенности N 19/21 от 18.05.2021,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙМОСТ" (ИНН: 7825438895 ОГРН: 1027809237830) от 10.09.2021 г. N8913--ЭП/21 на действия Заказчика - БУ ХМАО-Югры "Югорская городская больница" при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка расходных материалов для стерилизации (извещение N 0387200027021000170) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "СТРОЙМОСТ" (ИНН: 7825438895 ОГРН: 1027809237830) от 10.09.2021 г. N8913-ЭП/21 (далее - Заявитель) на действия Заказчика, при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка расходных материалов для стерилизации (извещение N 0387200027021000170).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при проведении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Сформированные Заказчиком требования к качественным характеристикам поставляемого товара (в частности, в отношении режимов стерилизации), являющегося предметом запроса котировок в электронной форме, нарушают положения законодательства РФ, поскольку приводят к ограничению количества потенциальных участников закупки и нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
3. Также при описании позиции 3 Заказчик также использовал показатель, который не соответствует действующим техническим регламентам и нормам, что нарушает ст.33 Закона о контрактной системе. Заказчик установил, что описанный индикатор должен контролировать два режима: 121°C /15 мин. 134°C /5,5 мин. Однако режим 134°C /5,5 мин. не предусмотрен действующими методическими указаниями МУ 287-113. В табл.4.1 и табл. П.5.1 МУ 287-113 указан режим 134°C /5 мин., а не - 134°C /5,5 мин.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при проведении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
- 600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
- 1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
- 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы Заказчик пояснил, что в 2020 году объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий составил более 100 млн. рублей, следовательно, БУ "Югорская городская больница" при осуществлении закупок медицинских изделий может закупать в рамках одной закупки изделия различных видов, с НМЦК не превышающей 1,5 млн. рублей.
Изучив сайт ЕИС для подтверждения данной информации, Комиссия Управления установила наличие релевантных закупок на сумму более 70 млн. рублей, что уже является допустимым согласно вышеприведённым положениям Постановления.
Изучив документацию на проведение запроса котировок в электронной форме, Комиссия Управления установила, что НМЦК по данной закупке составляет 760 957,26.
Таким образом, довод Заявителя жалобы является необоснованным.
2-3. Относительно второго и третьего доводов жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Доводы 2 и 3 являются взаимосвязанными и рассматриваются одновременно.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно подпункту а пункта 2 части 5 статьи 82.1 Закона о контрактной системе участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, в любое время с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме до установленных в таком извещении даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок в электронной форме, направив ее оператору электронной площадки. В этом случае применяются положения частей 10 - 12 статьи 54.4 настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме. Подача заявки на участие в запросе котировок в электронной форме означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, установленных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме. Такая заявка должна содержать:
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) с учетом положений части 6 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
В документации о проведении запроса котировок в электронной форме Заказчик устанавливает требования к характеристикам медицинских расходных материалов (выдержка из Технического задания):
3 |
Индикатор химический/физический для контроля стерилизации |
3.1 |
Описание |
Индикатор стерилизации, реагирующий на характерные химические или физические изменения одного или нескольких физических условий внутри стерилизационной камеры. Это изделие одноразового использования. |
|
3.2 |
Назначение |
Индикатор стерилизации предназначен для паровой стерилизации |
|
||
3.3 |
Режимы стерилизации,С° /мин |
121/15 134/5,5 |
|
||
3.4 |
Характеристика |
Одноразовый,самоклеющийся индикатор 6 класса (многопеременные индикаторы) |
|
||
3.5 |
Цветовой переход |
наличие |
|
||
3.6 |
Липкий слой на обратной стороне индикатора |
наличие |
|
||
3.7 |
Количество в упаковке, шт. |
|
не менее 500 |
Согласно пояснениям Заказчика, индикаторы класса 6 с режимами 121 °С/15 мин., 134 °С/5,5 мин являются потребностью Заказчика, так как именно на таких режимах работает имеющееся оборудование.
Комиссия Управления установила, что основным техническим регламентом для больших паровых стерилизаторов является "ГОСТ 31598-2012 (EN 285:1996) Стерилизаторы паровые большие.", а не МУ 287-113. ГОСТ 31598-2012 допускает применение режима 134оС/5,5 мин при стерилизации. Кроме того, все стерилизаторы на территории РФ, при получении РУ, должны пройти валидацию предустановленных в них режимов. Таким образом, разрешение РОСЗДРАВНАДЗОРом режима 134оС/5,5 мин при валидации имеющегося в ЛПО оборудования, не противоречит никаким "техническим регламентам".
Заказчик допускает наличие индикаторов для режима 134оС/5 мин, но не может контролировать режим 134оС/5,5 мин индикатором, который для этого режима не предназначен. Тем более в России существует зарегистрированный РОСЗДРАВНАДЗОРом индикаторы именно для режима необходимого для заказчика.
Индикаторы с описанными характеристиками выпускает не менее 2х производителей: ООО "НПО Маркер", Россия и "СтериТек Продактс Мфг.,Ко.,Инк." США. РУ NФСЗ 2012/12260 от 26 июня 2015 года на индикаторы СтериТек выдано компании "Йетинге Интернэшл Актиеболаг", Швеция. Компания ООО "БОЗОН" не может отвечать за производителя / держателя регистрационного удостоверения о невозможности к продажи кого-либо продукта на территории РФ. Кроме того, имеется письмо ООО "МАКЕ" (исх. N01/03 от 01 марта 2021 г.) указывающее, что данная компания является эксклюзивным представителем компании "Йетинге Интернэшл Актиеболаг" на территории России и гарантирует продажи указанных индикаторов.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации о проведении запроса котировок в электронной форме в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в документацию проведении запроса котировок в электронной форме такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Федеральный Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, заказчиком в документации о проведении запроса котировок в электронной форме установлены требования к товару с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы заявителя, указанные в жалобе, являются необоснованными.
Таким образом, Комиссия, оценив условия документации о проведении запроса котировок в электронной форме, пришла к выводу о том, что сформулированные в ней требования к объекту закупки не являются обстоятельством, свидетельствующим об ограничении количества участников закупки, поскольку действующее законодательство предоставляет государственному заказчику право на организацию торгов по закупке именно того товара, который он счел необходимым.
На основании вышеизложенного доводы Заявителя являются необоснованными.
Жалоба ООО "СТРОЙМОСТ" (ИНН: 7825438895 ОГРН: 1027809237830) от 10.09.2021 г. N8913--ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙМОСТ" (ИНН: 7825438895 ОГРН: 1027809237830) от 10.09.2021 г. N8913--ЭП/21 на действия Заказчика - БУ ХМАО-Югры "Югорская городская больница" при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка расходных материалов для стерилизации (извещение N 0387200027021000170) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Михайлова О.Н.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 22 сентября 2021 г. N 086/06/33-1437/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021