Резолютивная часть решения оглашена "16" сентября 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "21" сентября 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:
Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор" - _..,
комитета государственного заказа Тамбовской области - _.
общества с ограниченной ответственностью "МЕЖРЕГИОНСТРОЙ" -_.
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕЖРЕГИОНСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия ТОГКУ "Тамбовавтодор" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения, протяженностью 137,085 км и искусственных сооружений на них (извещение N 0164200003021002779) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) опубликовал 31.08.2021 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок извещение N 0164200003021002779 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения, протяженностью 137,085 км и искусственных сооружений на них (далее - Конкурс).
Заказчик - Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Тамбовавтодор".
Начальная (максимальная) цена контракта - 126 599 735 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "МЕЖРЕГИОНСТРОЙ", считая Конкурсную документацию несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Согласно первому доводу жалобы, Заявитель считает, что, устанавливая в качестве критерия наличие опыта только по содержанию дорог, заказчик намеренно ограничивает круг потенциальных участников и создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения работ только по содержанию дорог. Общество с ограниченной ответственностью "МЕЖРЕГИОНСТРОЙ" указывает, что заказчик не дает возможности предоставить в качестве подтверждения наличия опыта контракт по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или ремонту дорог и не представляет возможности потенциальным участникам, имеющим опыт по строительству дорог, претендовать на максимальный балл по нестоимостному критерию.
Второй довод жалобы представители Заявители сняли с рассмотрения, а потому он не рассматривался Комиссией Тамбовского УФАС России.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В силу пункта 11 Правил N1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 этих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В силу п. 27 Правил N1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" может быть, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В Приложении N2 к конкурсной документации Заказчиком установлен порядок и критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости критериев.
Первым критерием конкурса является стоимостной критерий оценки заявок "Цена контракта". Коэффициент значимости критерия - 0,6.
Вторым критерием оценки заявок является нестоимостной критерий оценки заявок: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Коэффициент значимости критерия - 0,4.
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе по критерию ""Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", осуществляется с учетом, в том числе, следующего показателя: "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Согласно приложению N2 к Конкурсной документации по данному показателю оценке подлежит: "ОДИН КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.
Подтверждается копией исполненного государственного (муниципального) контракта, договора на выполнение работ по содержанию на автомобильных дорогах за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, сведения о которых содержатся в реестре контрактов и копиями документов, подтверждающих приемку выполненных работ (акт выполненных работ или КС-2 "Акт о приемке выполненных работ"). Такой контракт должен быть заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также гражданско-правовой договор, заключенный в процессе хозяйственной деятельности. Все работы должны быть выполнены в объемах, установленные государственным (муниципальным) контрактом, договором. Оценке не подлежат контракт, договор, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными)".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что объектом настоящей закупки являются работы по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них.
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Из части 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (часть 3 статьи 17 Закона N 257-ФЗ).
В рассматриваемом случае, исходя из предмета закупки, Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает нарушения действующего законодательства о контрактной системе в действиях заказчика в части установления условия об оценке исключительно контрактов (договоров) на содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Однако, Заявителем не представлено доказательств тому, что выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог является сопоставимым предмету рассматриваемой закупки.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России считает жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕЖРЕГИОНСТРОЙ" необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕЖРЕГИОНСТРОЙ" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп.: Иванов В.В., тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 21 сентября 2021 г. N 068/06/54.3-761/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2021