Резолютивная часть решения объявлена 20.09.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 23.09.2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <...>;
Члены Комиссии: <...>;
в отсутствие представителей Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска Средняя общеобразовательная школа N 57, Муниципального казенного учреждения г. Иркутска "Управление капитального строительства города Иркутска" (далее - уполномоченный орган) - ходатайство от 16.09.2021 г., Общества с ограниченной ответственностью "Джули" (далее - ООО "Джули", заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Здание начальной школы МБОУ г. Иркутска СОШ N 57 по адресу: г. Иркутск, ул. Ярославского, 380"", извещение N 0834300045221000031 в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной
антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 13 сентября 2021 года поступила жалоба ООО "Джули" на положения документации об электронном конкурсе.
По мнению заявителя жалобы, документация об открытом конкурсе в электронной форме не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, в которых считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 09 августа 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого конкурса для закупки N 0834300045221000031, конкурсная документация к открытому конкурсу в электронной форме N 24/21 на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Здание начальной школы МБОУ г. Иркутска СОШ N 57 по адресу: г. Иркутск, ул. Ярославского, 380" (далее - конкурсная документация).
Конкурсная документация утверждена уполномоченным органом.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 433 549 951 рубль 45 копеек.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Так, в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1-3 настоящей части.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (ч. 2 ст. 33 Федерального закона 44-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим законом.
Таким образом, не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых, является предметом закупки.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
На основании части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
В письме ФАС России от 09.04.2019 N МЕ/28771/19 и Минпросвещения России от 10.04.2019 N АН-439/09 "О позиции Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы по вопросу о необходимости осуществлять закупки работ по строительству объектов общеобразовательных организаций и комплексному оснащению учебным оборудованием указанных организаций различными процедурами" указано, что заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки при условии, что такие требования не влекут за собой ограничения количества участников закупки.
Не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.
Для поставки оборудования в целях комплексного оснащения оборудованием от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством.
При этом, при осуществлении закупок строительных работ заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, исключительно неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
С учетом вышеизложенного, по мнению Минпросвещения России и ФАС России, принимая во внимание требования Федерального закона N 44-ФЗ, выполнение работ по строительству и оснащение оборудованием осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов, в связи с чем данные закупки необходимо осуществлять различными процедурами.
В конкурсной документации установлены единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), а именно: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ.
В ходе изучения конкурсной документации Комиссия установила, что в локальных ресурсных сметных расчетах указано о поставке следующих товаров:
1. Локальный ресурсный сметный расчет N 02-01-07:
- комплект оборудования рабочего места стоматолога;
- шкаф сушильно-вытяжной;
- щит баскетбольный пристенный с кольцом, сеткой и констр. крепления;
- щит баскетбольный тренировочный;
- навеска страховочного троса;
- канат для лазания на консоли "СпортГид"-8 м;
- шест для лазания на консоли;
- кольца гимнастические (переменной высоты) "СпортГид";
- заградительная сетка;
- комплект оборудования для школьного радиоузла;
- электрополотенце;
- станок точильно-шлифовальный.
2. Локальный ресурсный сметный расчет N 02-01-08:
- генератор тумана, мощность нагревательного элемента 1600 Вт., производительность 1066 м3/мин., объем бака 2,5 л., работает на обычной жидкости для генераторов дыма, DMX-512 EURO DJ i-HAZER 1600;
- генератор мыльных пузырей, 300 Вт, высокая производительность, серебристый металлический корпус, дистанционное управление EURO DJ BM Pro S;
- жидкость для генератора тумана, 1 л EURO DJ Hazer Fluid;
- жидкость для генераторов мыльных пузырей, стандартная , канистра 4,7 л. EURO DJ Bubble Fluid STANDARD, 4,7L;
- софитный шлейф 7 карманов;
- усилитель мощности, 2x1800 Вт @2 Ом, 2x1300 Вт @4 Ом, 2x800 Вт @8 Ом, 3U EUROSOUND XZ-1200;
- субвуфер, пассивный, 2 х 18", 1400 Вт, 4 Ом, чувств, 98 дБ, макс. SPL 130 дБ, фанера, для больших площадок EUROSOUND SB-200;
- усилитель мощности, 2x2600 Вт @2 Ом, 2x2000 Вт @4 Ом, 2x1200 Вт @8 Ом, 3U EUROSOUND XZ-1800;
- рэковый шкаф 19", 27U, полезная глубина 535 мм;
- сценический монитор активный;
- иные товары, указанные в смете, которые не относятся к оборудованию, неразрывно связанному с объектом строительства, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Уполномоченный орган не представил доказательств, что оборудование, перечисленное в локальных ресурсных сметных расчетах, неразрывно связано с объектом строительства.
Таким образом, указанные в конкурсной документации строительные работы и поставляемые товары не связаны технологически и функционально, поскольку поставка таких товаров как щит баскетбольный, канат, кольца гимнастические, генераторы мыльных пузырей и тумана, акустическая система, и т.п., должна осуществляться в качестве следующего за строительством этапа, а не как часть самого этапа строительства.
Следует отметить, что положениями статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ одновременная закупка строительных работ и поставки товаров возможна при следующих условиях:
а) часть 55: до 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56-63 настоящей статьи;
б) часть 56: в случае, предусмотренном частью 55 настоящей статьи, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;
в) часть 57: в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 настоящей статьи контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
В связи с чем, только при наличии одновременно стадии проектирования и выполнения работ возможно включение в контракт поставки оборудования.
Однако, согласно данным конкурсной документации строительные работы необходимо выполнить на основании уже разработанной и прошедшей государственную экспертизу ПСД, т.е. предмет закупки не предусматривает стадию проектирования.
Также, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 05.06.2018 N 303-КГ18-6481 по делу N А24-4483/2016 для наличия у заказчика права на объединение в один предмет закупки выполнение работ по строительству и поставки товаров, не относящихся напрямую к выполнению подрядных работ, необходимо условие о выполнении строительных работ "под ключ".
Согласно нормам Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N147, метод строительства объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции, включающий в себя проектирование, выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, ввод в эксплуатацию.
Судами сделан вывод о том, что такие товары, как: шкафы, полки, тумбы, столы письменные, не являются оборудованием, технологически и функционально связанными со строительными работами и поставка которых может осуществляться отдельно.
Таким образом, действия уполномоченного органа, утвердившего конкурсную документацию, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64, с отсылочной нормой на часть 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу части 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона N 44-ФЗ заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части отсутствия возможности подготовки заявки на участие в открытом конкурсе, а также доказательств того, каким образом действия заказчика нарушают его права и законные интересы.
Пунктом 3.35 Регламента ФАС установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, приходя к выводу о наличии в действиях уполномоченного органа описанных нарушений Федерального закона N 44-ФЗ, в то же время Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку такие нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общество с ограниченной ответственностью "Джули" обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать.
4. Направить копии решения сторонам по жалобе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
6. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 23 сентября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2021