резолютивная часть решения объявлена 17.09.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, посредством приложения "True Conf", жалобу заявителя на действия конкурсной комиссии заказчика, уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме N0104200002121000037 "Строительство школы на 785 мест по пер. Граничный в г.о. Прохладный КБР" (далее - конкурс, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия конкурсной комиссии, заказчика, уполномоченного органа при проведении конкурса. Согласно жалобе заявителя, конкурсной комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки, установленный в конкурсной документации, в отношении опыта работы, связанного с предметом контракта.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения открытого конкурса в электронной форме и провести повторное рассмотрение вторых частей заявок.
Уполномоченный орган предоставил письменный отзыв на жалобу, в соответствии с которыми пояснил, согласно конкурсной документации минимальная стоимость выполненных работ по каждому контракту и (или) договору, подтверждающему наличие опыта работы у участников открытого конкурса должна составлять 50% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который, проводится открытый конкурс в электронной форме.
Вместе с тем конкурсная комиссия пришла к выводу, что данное требование является завышенным и его применение приведет к существенному ограничению конкуренции, в связи с чем, к обоим участникам не применялось.
Рассмотрев доводы заявителя, указанные в жалобе, письменные пояснения заказчика, уполномоченного органа и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
09.08.2021 г. в 19ч.20-м. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - https://www.sberbank-ast.ru/) был размещен открытый конкурс в электронной форме N0104200002121000037 "Строительство школы на 785 мест по пер. Граничный в г.о. Прохладный КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта 284 607 635,86 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных п.5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла" (п.8 Правил).
В силу п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П.11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п.27 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный ч.16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 ст.34 и ч.56 ст.112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей: а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров); б) общее количество исполненных контрактов (договоров); в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Конкурсной документацией, установлен следующий порядок оценки заявок:
-значимость критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в размере 40%.
Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующего показателя:
|
Показатели критерия |
Значимость показателя, % |
Коэффициент значимости показателя |
1. |
Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) |
100 |
1,0 |
2.1. Показатель "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)".
2.1.1. При оценке по данному показателю учитывается информация участника открытого конкурса в электронной форме о наибольшей цене одного из исполненных контрактов (договоров) за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Для оценки заявок (предложений) по показателю, будут учитываться следующие виды контрактов (договоров):
контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
2.1.2. Подтверждением опыта участника открытого конкурса в электронной форме является представление в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме следующих документов:
копий исполненных контрактов и (или) договоров, в которых указаны установленный срок выполнения работ и их стоимость, копий актов приемки выполненных работ, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком работ, выполненных в полном объеме. Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При оценке по данному показателю учитывается только документы, подписанные не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
При этом минимальная стоимость выполненных работ по каждому контракту и (или) договору должна составлять 50% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который, проводится открытый конкурс в электронной форме.
При оценке учитываются только контракты (договоры), по которым участник закупки выступал в качестве генерального подрядчика.
2.1.3. Лучшим условием является наибольшее значение показателя и количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗх100х(Кi/Kmax),
где КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
В случае отсутствия в составе оцениваемой заявки сведений по оцениваемому показателю начисляется 0 баллов.
2.2. Представленные в составе заявки копии документов должны быть читаемыми, представленными в полном объеме (копия должна быть снята со всех страниц входящих в состав документа, текст документа должен быть предоставлен целиком. Документы должны содержать все обязательные реквизиты (подписи сторон и даты заключения, печати (при наличии печати).
Для расчета итогового рейтинга по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" количество баллов по показателю умножается на коэффициент значимости критерия.
Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер. Последующие номера присваиваются заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме по мере уменьшения суммарного количества баллов.
При равных количествах баллов нескольких заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме меньший номер присваивается заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которая была получена раньше.
Конкурсная комиссия рассмотрела и оценила заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и приняла решение:
Сведения об участнике закупки |
Рейтинг заявки по критерию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N44-ФЗ |
Рейтинг заявки по критерию, установленному п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона N44-ФЗ |
Рейтинг заявки по критерию, установленному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N44-ФЗ |
Итоговая оценка |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА СТИМУЛ" |
57,30 |
- |
40,00 |
97,30 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НОВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" |
60,00 |
- |
0,00 |
60,00 |
На основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и руководствуясь ст. 54.7 Закона N44-ФЗ конкурсной комиссией принято решение о присвоении первого и второго порядковых номеров следующим заявкам:
Порядковый номер заявки |
Сведения об участнике закупки |
Почтовый адрес участника закупки |
1 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА СТИМУЛ" |
360032, РЕСП КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ, Г НАЛЬЧИК, ПР-КТ КУЛИЕВА, ДОМ 19, КОРПУС А |
2 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НОВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" |
125310, Г МОСКВА, Ш ПЯТНИЦКОЕ, ДОМ 54, КОРПУС 2 СТРОЕНИЕ 6, ОФИС 303 ЭТАЖ 3 |
Комиссией установлено, что конкурсной комиссией неправомерно оценена заявка общества с ограниченной ответственностью "Строительная форма "Стимул"
Так, участником закупки ООО "Строительная форма "Стимул" в качестве опыта в составе заявки приложен государственный контракт от 19.06.2019 N17 "Строительство блока ясельных групп дошкольное отделение N31 МКОУ СОШ N17 г.о.Нальчик КБР" с ценой контракта составляет 41 470 570,00 рублей, что не может приравниваться к 50% от стоимости начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), в размере 284 607 635,86 рублей.
При таких обстоятельствах, довод заявителя нашел свое подтверждение.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией установлено следующее.
Представителем уполномоченного органа в рамках рассмотрения жалобы пояснено, что конкурсной комиссией обнаружено, что собрание учредителей общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (заявка N110446803 ) согласно протоколу от 07.04.2021 г. N2 одобрило совершение сделок только по результатам открытых и закрытых аукционов в электронной форме.
Также пояснил, что протокол собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью "НОВЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" от 07.04.2021 г. N2 не соответствует требованиям п.4 ч.11. ст.54.7 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что заявка заявителя содержит одобрение крупной сделки, в котором прописано одобрение совершения сделок только по результатам открытых и закрытых аукционов в электронной форме.
Таким образом, заявителем представлено решение об одобрении совершения крупных сделок исключительно по итогам проведения электронных аукционов, в то время как Заказчиком закупка проводится способом открытого конкурса в электронной форме.
Согласно ч.4 ст.54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 ФЗ Закона о контрактной системе, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При таких обстоятельствах, конкурсной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме надлежало признать заявку заявителя несоответствующей Закону о контрактной системе, в связи с отсутствием надлежащего одобрения крупной сделки.
Таким образом, действия конкурсной комиссии заказчика при рассмотрении заявок участников открытого конкурса в электронной форме нарушают требования ч.6 ст. 54.7, п.3 ч.7 ст.54.7 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу заявителя обоснованной.
2.Признать в действиях комиссии заказчика, уполномоченного органа нарушение ч.6 ст. 54.7, п.3 ч.7 ст.54.7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, конкурсной комиссии, оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 22 сентября 2021 г. N 007/06/54.7-1027/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021