Резолютивная часть решения оглашена 16.09.2021
В полном объеме решение изготовлено 21.09.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Норма" (далее - ООО "Норма", заявитель) на действия Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства Озерского городского округа" (далее - МКУ "УКС Озерского городского округа", заказчик) при проведении электронного аукциона на благоустройство сквера им. Б.В. Броховича г. Озерска (извещение N 0169300044221000327), при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителя заказчика Калининой Л.Л., действующего на основании доверенности от 02.08.2021 N 9;
- представителя заказчика Мишакова П.М., действующего на основании доверенности от 14.09.2021;
- представителя Администрация Озерского городского округа Челябинской области (далее - уполномоченный орган) Дюг И.П., действующего на основании доверенности от 16.09.2021 N 01-02-18/314;
- в отсутствие представителя ООО "Норма", уведомленного о месте и времени заседания Комиссии,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 09.09.2021 поступила жалоба ООО "Норма" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на благоустройство сквера им. Б.В. Броховича г. Озерска (извещение N 0169300044221000327) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 03.06.2021 Администрация Озерского городского округа Челябинской области объявила о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 20 740 240 рублей 00 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 10.09.2021 в 08:00 (мск+2).
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Установленное в аукционной документации требование о наличии у участника выписки из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства или копия такой выписки, не соответствует требованиям действующего законодательства.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При этом, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно документации об электронном аукционе объектом закупки является ""Благоустройство сквера им. Б.В. Броховича г. Озерска", в соответствии с проектно-сметной документацией".
Однако в пункте 20 Информационной карты документации об электронном аукционе заказчиком установлено, что участник аукциона должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России, представитель заказчика обосновал установление указанного требование тем, что при выполнения работ в рамках которых проводилась закупка, подрядчику необходимо выполнить не только работы по благоустройству территории (вырубка деревьев и кустарника, общестроительные работы по благоустройству и озеленению территории), но и работы, связанные со строительством, такие как монтаж наружного освещения; монтаж системы видеонаблюдения (пункт 7 Информационной карты документации об электронном аукционе).
Учитывая, что благоустройство - это комплекс работ, заказчик считает целесообразным провести одну закупку и установить, как требование о наличии СРО, так и дополнительные требования по благоустройству территории.
Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание на то, что из анализа документов, размещенных в составе аукционной документации, следует, что сквер им. Б.В. Броховича г. Озерска является объектом капитального строительства, а работы по благоустройству такого сквера являются работами по реконструкции объекта капитального строительства. Указанный довод подтверждается ответом Союза строительных компаний Урала и Сибири на запрос Челябинского УФАС России.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствие со статьей 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Учитывая изложенное, для выполнения работ, предусмотренных аукционной документацией, необходимо членство в саморегулируемой организации в области строительства, следовательно, доводы заявителя не обоснованы.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Из пунктов 20, 21 Информационной карты документации об электронном аукционе следует, что к участникам закупки установлены дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2(2) Приложения N1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Во исполнение Закона о контрактной системе Постановлением N 99 определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
При этом из анализа размещенных документов аукционной документации следует, что сквер им. Б.В. Броховича г. Озерска является объектом капитального строительства, а работы, которые будут выполняться в рамках проводимой закупки, являются работами по реконструкции объекта капитального строительства, следовательно, заказчик должен был установить дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 Приложения N1 к Постановлению N 99.
Таким образом, заказчик установил в аукционной документации дополнительные требования к участником закупки с нарушением части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, пункта 2 Приложения N1 к Постановлению N 99.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что допущенное заказчиком нарушение на результаты закупки не повлияло, на участие в закупке поступило 3 заявки, три участника приняли участие в аукционе, снижение начальной (максимальной) цены контракта по результатам электронного аукциона составило - 10,5%. При этом не представляется возможным установить материально-правовую заинтересованность подателя жалобы в части его намерения участвовать в обжалуемой закупке, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Норма" на действия заказчика при проведении на благоустройство сквера им. Б.В. Броховича г. Озерска (извещение N 0169300044221000327), необоснованными.
2. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
Е.Н. Сарсенбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 сентября 2021 г. N 074/06/105-2423/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2021