На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
проведена внеплановая проверка в отношении МКУ "АХУ МО Славянский район" при проведении электронного аукциона: "Закупка легкового автомобиля." (извещение N 0318300225021000297) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение от Славянской межрайонной прокуратуры о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Уполномоченным органом представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе, заявки участников, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Славянский район проводился электронный аукцион: "Закупка легкового автомобиля." (извещение N 0318300225021000297).
Заказчик - МКУ "АХУ МО Славянский район".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 499 000,00 руб.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе гласит, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Разделу 2 "Описание объекта закупки" Заказчику требуется к поставке товар:
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ
(ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)
на поставку легкового автомобиля
N п/п |
Название товара |
Единица измерения |
Количество |
1 |
Легковой автомобиль |
штука |
1 |
N п/п |
Описание функциональных требований и технических характеристик |
Наличие функций или величина параметра по техническому заданию |
Обоснование необходимости использования дополнительных потребительских свойств |
1. |
Год выпуска |
Не ранее 2021 года |
Поставляемый товар должен быть новым в соответствии п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ |
2. |
Тип кузова |
Седан |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
3. |
Цвет кузова |
Белый или белый металлик |
В целях меньшего нагревания автомобиля в жаркие периоды года |
4. |
Цвет салона |
Светлый |
В целях меньшего нагревания салона автомобиля в жаркие периоды года |
5. |
Число посадочных мест (кроме водительского) |
Не менее четырех мест |
Установлено согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
6. |
Габаритные размеры: длина (мм) ширина (мм) высота (мм) |
Не менее 4880 Не менее 1830 Не менее 1445 |
В целях необходимости размещения на заднем ряду сидений автомобиля не менее 3-х пассажиров. |
7. |
Колесная база (мм) |
Не менее 2810 |
Для лучшей устойчивости автомобиля на дороге |
8. |
Объем топливного бака (л) |
Не менее 60 |
Для меньшего количества дозаправок при длительных поездках |
9. |
Тип двигателя |
Бензиновый |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
10. |
Привод |
Моноприводный |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
11. |
Передние тормоза |
Дисковые, вентилируемые |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
12. |
Задние тормоза |
Дисковые |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
13. |
Трансмиссия |
Автоматическая |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
14. |
Мощность двигателя (л.с.) |
Не менее 150 не более 200 |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
15. |
Рабочий объем двигателя (куб.см) |
Не менее 2000 и не более 3000 |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
16. |
Расход топлива смешанный цикл (л/100 км) |
Не более 8,5 |
В целях экономии горюче-смазочных материалов. |
17. |
Антиблокировочная система (ABS) |
Наличие |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
18. |
Конструкция передних сидений снижающих возможность травмы шеи |
Наличие |
В целях безопасности водителя в случае аварии. |
19. |
Подушка безопасности водителя (коленная) |
Наличие |
В целях безопасности водителя в случае аварии. |
20. |
Антипробуксовочная система |
Наличие |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
21. |
Круиз-контроль с функцией поддержания безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля |
Наличие |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
22. |
Система автоматического переключения дальнего света на ближний |
Наличие |
Для обеспечения комфорта водителя за рулем автомобиля при длительных поездках |
23. |
Система контроля и информирования об усталости водителя |
Наличие |
В целях безопасности движения при длительных поездках |
24. |
Система вызова экстренных оперативных служб "Эра Глонасс" |
Наличие |
Требование установлено в соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колёсных транспортных средств" |
25. |
Мультифункциональное рулевое колесо с кожаной обивкой |
Наличие |
Для обеспечения комфорта водителя за рулем автомобиля при длительных поездках |
26. |
Обивка сидений кожей |
Наличие |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
27. |
Система курсовой устойчивости |
Наличие |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
28. |
Система оповещения о смене полосы движения |
Наличие |
В целях безопасности движения при длительных поездках |
29. |
Система помощи при подъеме по склону |
Наличие |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
30. |
Система распознавания и информирования водителя о дорожных знаках |
Наличие |
В целях безопасности движения при длительных поездках |
31. |
Система распределения тормозного усилия |
Наличие |
В целях безопасности движения при длительных поездках |
32. |
Система предупреждения об угрозе фронтального столкновения с функцией автоматического торможения и распознаванием пешеходов |
Наличие |
В целях безопасности движения при длительных поездках |
33. |
Усилитель экстренного торможения (BAS) |
Наличие |
В целях безопасности движения |
34. |
Фронтальные и боковые подушки безопасности |
Наличие |
Для обеспечения безопасности водителя и пассажиров |
35. |
Шторки безопасности |
Наличие |
Для обеспечения безопасности водителя и пассажиров |
36. |
Иммобилайзер |
Наличие |
Для обеспечения защиты автомобиля от угона |
37. |
Сигнализация с датчиками открытия дверей и капота |
Наличие |
Для обеспечения защиты автомобиля от угона |
38. |
Центральный замок с дистанционным управлением |
Наличие |
Для обеспечения защиты автомобиля от угона |
39. |
Зеркала заднего вида с обогревом |
Наличие |
Для обеспечения безопасности при сырой и морозной погоды (предотвращение эффекта "запотевания" и устранение изморози) |
40. |
Интеллектуальная система доступа в автомобиль |
Наличие |
Для обеспечения защиты автомобиля от угона |
41. |
Индикатор низкого уровня омывающей жидкости |
Наличие |
В целях безопасности движения |
42. |
Подогрев передних и задних сидений |
Наличие |
Для обеспечения необходимых условий температурного режима в салоне автомобиля в зимнее время |
43. |
Рулевое колесо с подогревом |
Наличие |
Для обеспечения комфорта водителя за рулем автомобиля при длительных поездках |
44. |
Электрообогрев лобового стекла |
Наличие |
Для обеспечения безопасности при сырой и морозной погоды (предотвращение эффекта "запотевания" и устранение изморози). В том числе в целях экономии ГСМ |
45. |
Электрообогрев форсунок омывателя |
Наличие |
В целях безопасности движения |
46. |
Боковые зеркала заднего вида - с подогревом
-с повторителями указателей поворота
-с электроприводом складывания и электрорегулировкой |
Наличие |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 В целях безопасности движения
Для лучшей эксплуатации автомобиля в условиях стесненной городской обстановки |
47. |
Датчик света |
Наличие |
Сохранение контроля автомобиля в сложных и нештатных ситуациях. Обеспечение безопасности водителя и пассажиров |
48. |
Датчик дождя |
Наличие |
Сохранение контроля автомобиля в сложных и нештатных ситуациях. Обеспечение безопасности водителя и пассажиров |
49. |
Задние и передние датчики парковки |
Наличие |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
50. |
Двухзонный климат-контроль |
Наличие |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
51. |
Комплект резиновых ковриков для переднего и заднего рядов сидений, багажника |
Наличие |
В целях соблюдения чистоты в салоне автомобиля |
52. |
Механическая регулировка рулевой колонки по вылету и по наклону |
Наличие |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
53. |
Передние и задние электростеклоподъемники с функцией "Авто" |
Наличие |
Для обеспечения удобства пассажира и водителя в длительных поездках |
54. |
Салонное зеркало заднего вида с электрохромным покрытием |
Наличие |
Для обеспечения комфорта водителя за рулем автомобиля при длительных поездках |
55. |
Стояночный тормоз с функцией автоматической активации |
Наличие |
В целях безопасности движения |
56. |
Электроусилитель рулевого управления (EPS) |
Наличие |
Для снижения управляющего усилия, прикладываемого к рулевому колесу |
57. |
Легкосплавные колесные диски с шинами не менее R17 |
Наличие |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
58. |
Омыватели фар |
Наличие |
В целях безопасности движения |
59. |
Полноразмерное запасное колесо на легкосплавном диске |
Наличие |
Для обеспечения полной работоспособности автомобиля после замены колеса |
60. |
Передняя и задняя оптика полностью светодиодная |
Наличие |
Обеспечения видимости для других участников дорожного движения в светлое время суток |
61. |
Набор автомобилиста |
Наличие |
В целях безопасности движения |
62. |
Нижняя решетка радиатора |
Наличие |
В целях защиты радиатора от попадания в него гравия, камней и подобного мусора |
63. |
Электрорегулирование пассажирского сидения в 4-х направлениях |
Наличие |
Для обеспечения комфорта пассажиров автомобиля при длительных поездках |
64. |
Камера заднего вида |
Наличие |
Для обеспечения комфорта водителя за рулем автомобиля при длительных поездках, а также для предотвращения аварийных ситуаций |
65. |
Брызговики передние и задние |
Наличие |
Защита нижней части кузова автомобиля от мелких частиц дорожного покрытия |
66. |
Мультимедийная система с цветным дисплеем |
Наличие |
Для обеспечения комфорта водителя за рулем автомобиля при длительных поездках |
67. |
Экологический класс |
5 |
Установлен согласно КТРУ N 29.10.20.000-00000013 |
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Извещении о проведении электронного аукциона закупки установлено:
Ограничения |
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ |
||||||||
|
Аналогичные ограничения установлены в конкурсной документации.
В целях соблюдения требования ПП РФ N616 Заказчиком получено разрешение Министерства промышленности и торговли РФ на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 01.09.2021 N74249/2020 на закупку продукции ОКПД2 29.10.2, ТН ВЭД ЕАЭС: 8703 23, наименование: "Легковой автомобиль".
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчиком установлен код КТРУ 29.10.20.000-00000013 "Автомобиль легковой".
В Перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд указан код: 29.10.2 "Автомобили легковые".
Департаментом автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России (далее - Департамент) 01.09.2021 выдано разрешение на закупку МКУ "АХУ МО Славянский район" следующей продукции: ОКПД2: "29.10.2", ТН ВЭД ЕАЗС; "8703 32", наименование: "Легковой автомобиль".
Вместе с тем, Департаментом рекомендовано при размещении информации о проведении процедур по закупке товара указывать технические характеристики товара, идентичные характеристикам, содержащимся, в заявлении (заявке, поданной посредством ГИСП).
В заявке, направленной в Департамент, указаны следующие характеристики автомобиля: категория или подкатегория транспортного средства (в соответствии с ТР ТС) M1; тип привода, колесная формула -переднеприводная; тип кузова - седан; тип двигателя - бензиновый, мощность двигателя 170-200 лс.; тип коробки передач - автоматическая; пассажировместимость не меньше 4.
Дополнительные требования не указаны.
Вопреки вышеуказанным требованиям законодательства, а также рекомендациям Департамента в документации об электронном аукционе содержатся функциональные, технические, качественные эксплуатационные характеристики легкового автомобиля, руководствуясь которыми участникам закупки возможности поставить аналог автомобиля марки Toyota Camry не имеется, в связи, с детальным перечислением всевозможных технических характеристик транспортного средства.
Проведенным мониторингом сети "Интернет" установлено, что характеристики, указанные в заявке аналогичны описанию Toyota Camry Престиж Safety.
Славянской межрайонной прокуратурой проведен анализ автомобилей по параметрам схожим с Toyota Camry Престиж Safetу. Близкие по основным параметрам к указанной модели KiaK5, Hyndai Sonata, Mazda 6, не соответствуют требованиям, указанным в аукционной документации, по ряду параметров (взяты с официальных сайтов Дилеров в сети Интернет): модель Kia К5 не соответствует требованиям заказчика по следующим параметрам: отсутствует конструкция передних сидений, снижающих возможность травмы шеи, передние и задние электростеклоподъемники с функцией "Авто", сигнализация с датчиками открытия дверей и капота. Модель Hyndai Sonata не соответствует требованиям Заказчика по следующим параметрам: отсутствует конструкция передних сидений, снижающих возможность травмы шеи, передние и задние электростеклоподъемники с функцией "Авто", коленная подушка безопасности. Модель Mazda 6 не соответствует требованиям Заказчика по следующим параметрам: отсутствует конструкция передних сидений, снижающих возможность травмы шеи, передние и задние электростеклоподъемники с функцией "Авто", коленная подушка безопасности, полноразмерное запасное колесо на легкосплавном диске.
Из сравнительного анализа основных технических параметров схожих автомобилей установлено, что ни один из них не соответствует требованиям технического задания заказчика в полном объеме, кроме автомобиля Toyota Camry Престиж Safety.
При этом, Заказчиком не представлено документального подтверждения соответствия характеристик закупаемого товара нескольких производителей.
Заказчик в пояснениях указывает, что по указанных характеристикам подходит несколько моделей: Toyota Camry Элеганс, Toyota Camry Престиж Safety, Lexus ES 250 Comfort. Однако доказательства отсуствуют.
Согласно ч.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым его жалоба признана необоснованной. По мнению общества, заказчик незаконно включил в документацию о проведении электронного аукциона на поставку медикаментов требования к товару, которым соответствует лекарственный препарат конкретного производителя. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что заказчик вправе был установить требования к закупаемому лекарственному средству, определяющие форму таблетки, способ ее деления, фасовку. Арбитражный суд округа судебные акты отменил, заявленные требования удовлетворил исходя из того, что заказчик включил в аукционную документацию требования к закупаемому товару (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствовали о единственном производителе данного лекарственного средства. Кроме того, документально не подтверждено, что любой из участников аукциона имел возможность приобретать лекарственные средства этого производителя в целях поставки их для нужд заказчика. Вследствие чего суд пришел к выводу о злоупотреблении заказчиком правил размещения заказа, которое привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. С учетом указанного суд признал решение антимонопольного органа незаконным".
Таким образом, МКУ "АХУ МО Славянский район" при описании объекта закупки, установлении технических требований (характеристик) к товару (легковому автомобилю), созданы условия для ограничения количества участников аукциона (конкуренции).
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика - МКУ "АХУ МО Славянский район" признать нарушение ч. 3 ст. 7, ч.2 ст.8, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 сентября 2021 г. N ВП-269/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021