Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Камакиной Т.Н.- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии индивидуального предпринимателя Искакова Артура Аскаровича (действующий на основании выписки из ЕГРИП), надлежащим образом извещенного, в присутствии представителей государственного заказчика Войсковой части 6688 - Белякова С.С. (действующий по доверенности Nб/н от 17.09.2021 года), надлежащим образом извещенного, рассмотрев заявление государственного заказчика Войсковой части 6688 от 15.09.2021 N4021/24-1243 (вх.N9873от 15.09.2021 года) о внесении информации об индивидуальном предпринимателе Искакове Артуре Аскаровиче (ИНН 301607971363, ОГРНИП 319302500035004, юридический/фактический адрес: 414052, г. Астрахань, ул. Водопроводная 18) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 15.09.2021 поступило заявление государственного заказчика Войсковой части 6688 (далее также - Заказчик) о включении информации об индивидуальном предпринимателе Искакове Артуре Аскаровиче (далее также - ИП Искаков А.А., Победитель, Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта от 04.03.2021 года N15 о выполнении работ по капитальному ремонту наружной сети водопровода войсковой части 6688 (ИКЗ 211301701745630250100100180024120243) (номер извещения: 0325100026921000002)(далее - контракт).
Рассмотрение заявления назначено на "21" сентября 2021 года в 11 часов 30 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.510, по местному времени контролирующего органа (МСК+1).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
10.02.2021 года государственным заказчиком - Войсковой частью 6688 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт наружной сети водопровода войсковой части 6688 (номер извещения 0325100026921000002) и документация о нем.
По результатам электронного аукциона победителем был признан ИП Искаков А.А., о чем свидетельствует протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.02.2021 N0325100026921000002-1, размещенный 18.02.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru.
04.03.2021 между Заказчиком и ИП Искаковым А.А. был заключен государственный контракт N15, по условиям которого Подрядчик обязуется в установленный настоящим государственным контрактом срок выполнить работы по капитальному ремонту наружной сети водопровода войсковой части 6688 с использованием оборудования и расходных материалов Подрядчика, а Заказчик обязуется принять результат услуг и оплатить его в соответствии с настоящим государственным контрактом.
Цена контракта составила 885 776,00 рублей.
Срок действия контракта до 31.07.2021 года.
Приложением N2 к контракту (Техническое задание) установлен адрес объекта: 414057; г. Астрахань, ул. Рождественского 12.
Согласно пункту 5.1.1 контракта Подрядчик обязуется обеспечить производство и качество работ в полном соответствии с ведомостью объемов работ (приложение N 3), строительными нормами и правилами, техническими условиями и другими нормативными документами, установленными действующим законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 5.1.2 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в объеме и в срок, предусмотренные контрактом, и сдать выполненные работы Заказчику.
Пунктом 3.1 контракта установлены сроки выполнения работ: дата начала работ является дата заключения контракта. Окончание срока - до 31 июля 2021 года.
Согласно пункту 3.2 контракта датой фактического окончания выполнения работ считается дата подписания Акта о приеме (сдаче) выполненных работ.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что по состоянию на 21.09.2021 года работы по капитальному ремонту наружной сети водопровода войсковой части 6688 Искаковым в полном объеме не исполнены, о чем Заказчик неоднократно уведомлял Подрядчика.
Так, 09.08.2021 года Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия о неисполнении ряда работ по контракту по состоянию на 06.08.2021 года. Указанная претензия получена нарочно ИП Искаковым А.А. 10.08.2021 года.
10.08.2021 года Заказчик проинформировал Подрядчика о необходимости завершения работ по контракту в полном объеме в срок до 23.08.2021 года. Информационное письмо получено нарочно ИП Искаковым А.А. 10.08.2201 года.
В соответствии с пунктом 10.1 контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями частей 8 - 26 статьи 95 Федерального закона.
24.08.2021 года Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 04.03.2021 года N15 (далее - Решение), в связи с неисполнением ИП Искаковым А.А. обязательств по контракту.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Однако, Заказчиком не представлены документы о надлежащим уведомлении ИП Аксакова А.А. о принятом решении об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации с официального сайта Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.08.2021 было размещено Заказчиком в разделе "Общие сведения" "Дополнительная информация о закупках, контрактах" 30.08.2021 года.
При этом, тремя рабочими днями для размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.08.2021 на официальном сайте являются: 25.08.2021, 26.08.2021, 27.08.2021.
Следовательно, указанное решение могло быть размещено не позднее 27.08.2021 года.
Данные действия Заказчика нарушают часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 КоАП РФ.
Кроме того, 24.08.2021 года Решение направлено в адрес ИП Искакова А.А. посредством заказного письма с уведомлением (почтовый идентификатор 41492202278603).
Согласно данным с официального сайта "Почта России" заказное письмо с уведомлением вручено ИП Аксакову А.А. 16.09.2021 года.
Комиссия считает, что датой надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является - 16.09.2021.
Таким образом, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым 27.09.2021 года.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, Закон предоставляет поставщику (подрядчику, исполнителю) возможность устранить нарушение условий контракта и определяет юридические последствия такого устранения в виде отмены заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, исходя из смысла указанной правовой нормы, заказчику надлежит обеспечить реализацию такой возможности и не совершать действий (бездействия), препятствующих устранению поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нарушения условий контракта.
В рассматриваемом случае Подрядчик имел возможность устранить нарушения условий контракта.
Таким образом, на момент рассмотрения Комиссией заявления (21.09.2021) Войсковой части 6688 о включении сведений об ИП Аксакове А.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не вступило в силу, а также у Победителя имелась возможность устранить нарушения условий контракта.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами N 1078, пункт 13 которых обязывает антимонопольный орган осуществлять проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Пунктом 14 Правил N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила N 1078 не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном бездействии при исполнении контракта.
В рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ИП Аксакове А.А. в реестр недобросовестных поставщиков не имеется.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.В удовлетворении заявления Войсковой части 6688 о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Искакове Артуре Аскаровиче (ИНН 301607971363, ОГРНИП 319302500035004, юридический/фактический адрес: 414052, г. Астрахань, ул. Водопроводная 18) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Признать государственного заказчика - Войсковую часть 6688 нарушившим часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе при размещении решения об одностороннем отказе о исполнения контракта от 24.08.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии И.В.Русскина
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21 сентября 2021 г. N РНП-30-107-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021