Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в Нижегородской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания для размещения уголовной коллегии Дзержинского городского суда (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0332100002621000023) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки Конкурсной документации по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1), показателю "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 2), показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 3) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 06.07.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 08.07.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 09.06.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 164 448 832,80 рубля;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090019243;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 02.07.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в Конкурса подана единственная заявка;
7) единственная заявка ООО "Профитстрой" признана соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
При этом пунктом 27(2) Правил установлен исчерпывающий перечень нестоимостных показателей, используемых для оценки заявок участников закупки в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Согласно разделу 16 Конкурсной документации в рамках
Показателей NN 1, 2, 3 Критерия учитывается общая стоимость, общее количество, а также наибольшая цена из представленных к оценке контрактов (договоров) участника Конкурса, выполненных в качестве генерального подрядчика и заключенных в соответствии Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сведения о которых размещены в ЕИС, предметом которых является выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), заключенных и исполненных в полном объеме за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе с ценой каждого такого контракта (договора) не менее 30 % начальной (максимальной) цены контракта (стоимость в рублях).
При этом, согласно доводу жалобы Заявителя в рамках Показателей NN 1, 2, 3 Критерия неправомерно учитывается общая стоимость, общее количество, а также наибольшая цена из представленных к оценке контрактов (договоров) участника Конкурса, предметом которых является выполнение работ исключительно по капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Пунктом 27 (3) Правил установлено, что для оценки заявок по показателям, предусмотренных пунктом 27(2) Правил установлены, следующие виды контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" пункта 27 (3) Правил объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, пунктом 27 (3) Правил не предусмотрена возможность оценки контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ исключительно по капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Кроме того, Комиссия, изучив порядок оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия, приходит к выводу, что заявки на участие в Конкурсе, содержащие договоры (контракты), цена которых составляет менее 30 % начальной (максимальной) цены контракта, а также заключенные ранее 2019 года, и исполненные, например, в 2020 году, не могут быть оценены Конкурсной комиссией по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия, вследствие наличия ограничения цены указанных контрактов (договоров) и даты их заключения, что не соответствует Правилам.
Учитывая, что Правилами не предусмотрено право заказчика устанавливать характеристики показателей, предусмотренных пунктом 27 (2) Правил, Комиссия приходит к выводу, что требования порядка оценки Конкурсной документации в части установления требований к минимальной стоимости контрактов (договоров), предоставляемых участниками закупки к оценке, а также к дате их заключения, не соответствуют требованиям пунктов 27 (2), 27 (3) Правил, а также Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия, изучив порядок оценки по Критерию, приходит к выводу, что положение порядка оценки Конкурсной документации о том, что оценке подлежат контракты (договоры) исполненные за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе приводит к ограничению прав участников Конкурса, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации порядок оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия, не соответствующий пунктам 27(2), 27(3) Правил, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка, в связи с чем, порядок оценки Конкурсной документации не применялся.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 08.07.2021 N 17/06/105-636/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 8 июля 2021 г. N 17/06/105-636/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2021