Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены комиссии: старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителей Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" (далее - Уполномоченное учреждение),
в присутствии представителя государственного бюджетного учреждения "Кургангазсеть" (далее - ГБУ "Кургангазсеть", Заказчик),
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ" (далее - ООО "ДЖУЛИ", Заявитель), о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в единой информационной системе, явку представителей не обеспечили, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представили,
рассмотрев жалобу ООО "ДЖУЛИ" на действия Заказчика - ГБУ "Кургангазсеть" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству объектов: сеть газораспределения с. Пименовка Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Сычево Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения д. Логоушка Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Чесноки Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Петрушино Щучанского района Курганской области (извещение N 0843500000221003298) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Курганского УФАС России поступила жалоба ООО "ДЖУЛИ" на действия Заказчика - ГБУ "Кургангазсеть" при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству объектов: сеть газораспределения с. Пименовка Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Сычево Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения д. Логоушка Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Чесноки Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Петрушино Щучанского района Курганской области (извещение N 0843500000221003298).
В жалобе Заявитель указал, что Заказчиком, при формировании конкурсной документации установлены не объективные и ограничивающие требования, направленные на ограничение круга потенциальных участников.
Заявитель просит приостановить размещение закупки до рассмотрения жалобы по существу, признать жалобу обоснованной, обязать Заказчика привести документацию о закупке в соответствие с законодательством.
Представители Заказчика и Уполномоченного учреждения с доводами, изложенными Заявителем в жалобе не согласны по основаниям, изложенным в возражениях, которые направлены заблаговременно и приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 24.08.2021 г. в единой информационной системе (далее - ЕИС) опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству объектов: сеть газораспределения с. Пименовка Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Сычево Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения д. Логоушка Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Чесноки Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Петрушино Щучанского района Курганской области (извещение N 0843500000221003298).
Заказчиком является государственное бюджетное учреждение "Кургангазсеть".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 69 526 000 руб. 00 коп.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 5 информационной карты документации об аукционе (извещение N 0843500000221003298) объектом закупки является строительство объектов: сеть газораспределения с. Пименовка Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Сычево Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения д. Логоушка Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Чесноки Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Петрушино Щучанского района Курганской области.
Пунктом 23 информационной карты документации об аукционе (извещение N 0843500000221002955) установлено требование к участникам аукциона, а именно: наличие у участника открытого конкурса в электронной форме права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии), в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и статьей 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
Из пункта 1.1 проекта контракта следует, что "Подрядчик" принимает на себя обязательство выполнить в обусловленный Контрактом срок строительно-монтажные работы по строительству объектов: сеть газораспределения с. Пименовка Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Сычево Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения д. Логоушка Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Чесноки Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Петрушино Щучанского района Курганской области, расположенных по адресам в Курганской области: Курганская область Кетовский район с. Пименовка, с. Сычево, д. Логоушка, с. Чесноки, Щучанский район с. Петрушино (далее - Объект), в соответствии с утвержденным "Заказчиком" Техническим заданием.
В соответствии с пунктом 2.1 критериев оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, общая стоимость исполненных контрактов оценивается общее количество представленных копий муниципальных контрактов и (или) государственных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров и (или) договоров за последние пять лет до даты окончания подачи заявок, по выполнению работ по строительству линейного объекта капитального строительства, введенного в эксплуатацию, копиями дополнительных соглашений к ним (со всеми приложениями), копиями актов выполненных работ по всем этапам исполнения контракта (договора),копиями разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях).
Из протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 15.09.2021 г. следует, что до окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не подано ни одной заявки, в связи с чем вышеуказанный конкурс признан несостоявшимся.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Из пункта 3 Правил следует, что "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определенияДля оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки:
- значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов;
- значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.
Согласно пункту 28 правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с пунктом 27(2) Правил, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно пункту 27(3) Правил, для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В рассматриваемом случае Заказчиком в конкурсной документации по показателю: "наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)", учитывается исполненный контракт (договор), предусматривающий выполнение работ по строительству линейного объекта капитального строительства.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), к таким видам линейных объектов капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ, строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В то время как, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) (согласно пункту 14 статьи 1 ГрК РФ) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция линейных объектов (пункт 14.1 статьи 1 ГрК РФ) - это изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Таким образом, контракт на любой из вышеприведенных видов работ, является отдельным видом контракта.
В рассматриваемом случае, объектом закупки является строительство линейного объекта, а именно сетей газораспределения.
В связи с чем, Заказчик, руководствуясь пунктом 27(3) Правил, установил возможность оценки одно вида контракта, а именно строительство линейного объекта.
Таким образом, указанный критерий и показатели для его оценки соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085.
Кроме того, представители Заказчика и Уполномоченного учреждения на заседании Комиссии Курганского УФАС России пояснили, что порядок оценки заявок участников закупки по вышеуказанному показателю установлен в конкурсной документации в соответствии со своей потребностью, исходя из специфики предмета закупки, а именно проведение работ по строительству объектов: сеть газораспределения с. Пименовка Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Сычево Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения д. Логоушка Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Чесноки Кетовского района Курганской области, сеть газораспределения с. Петрушино Щучанского района Курганской области, а также не приводит к ограничению количества участников закупки.
В рассматриваемом случае условия конкурсной документации обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имевших намерение участвовать в конкурсе на выполнение работ в соответствии с потребностями Заказчика.
Критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, и в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Кроме того, следует отметить, законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.
Конкурсная документация заказчика не содержит такого основания для отказа участникам в допуске к участию в конкурсе, как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки,
Таким образом, отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика.
Заказчик проводит закупку в виде открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки поданных заявок. Участник закупки, не набравший баллов по спорному критерию, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому критерию ("цена контракта") и стать победителем конкурса.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о признании доводов Заявителя не обоснованными, так как конкурсная документация не противоречит ни требованиям Постановления N 1085, ни Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ" необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии |
________________ |
Члены комиссии: |
________________ |
|
________________ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 20 сентября 2021 г. N 05-02/291-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2021