Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 10.09.2021 N 654 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Горшкова Е.С." (далее - Комиссия), в присутствии представителей: заказчика - департамента строительства и транспорта Белгородской области, уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, представителя заявителя - ИП Горшкова Е.С., рассмотрев материалы дела N 031/06/64-642/2021 по жалобе ИП Горшкова Е.С. на положения документации об электронном аукционе: "Поставка искусственного футбольного поля и комплекта покрытий для легкоатлетических беговых дорожек в мкр. "Юго-западный" г.Белгорода" (закупка N 0126200000421003520) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Горшкова Е.С. на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует:
1. Заказчиком неправомерно объедена в один лот поставка как независимых изделий, так и комплектов. На большую часть оборудования, которое требуется к поставке, Законодателем установлены позиции КТРУ. Однако при описании объекта закупки заказчиком допущено нарушение Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
2. Описание объекта закупки содержит чрезмерные, излишне детализированные требования, ограничивающие конкуренцию.
3. По мнению заявителя заказчиком ненадлежаще обоснована начальная (максимальная) цена контракта.
Заказчик - департамент строительства и транспорта Белгородской области, уполномоченный орган - управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области, представили возражения на жалобу, с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражениях на жалобу ИП Горшкова С.С. , считают, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Горшкова Е.С., возражения заказчика и уполномоченного органа, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 31.08.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка искусственного футбольного поля и комплекта покрытий для легкоатлетических беговых дорожек в мкр. "Юго-западный" г.Белгорода.
Начальная (максимальная) цена контракта - 41 666 700,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Горшкова Е.С. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. На заседании Комиссии представители заказчика пояснили следующее.
Электронный аукцион осуществляется в рамках реализации национального проекта "Демография" в части реализации федерального проекта "Спорт - норма жизни" и положений постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
В соответствии с Паспортом государственной программы Белгородской области "Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года N 529-пп (далее - Государственная программа), целью Государственной программы является создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, а также повышение эффективности подготовки спортсменов.
В соответствии с условиями Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 12 февраля 2019 года N 777-08-2019-123, заключенного между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Белгородской области, Белгородской области предоставляются из федерального бюджета субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.
Кроме того, между Министерством спорта Российской Федерации и управлением физической культуры и спорта Белгородской области заключено Соглашение о реализации регионального проекта "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва" на территории Белгородской области от 5 февраля 2021 года N 777-2019-P50074-1/6, предметом которого является организация взаимодействия сторон при реализации регионального проекта и осуществления мониторинга его реализации по достижению целей, показателей и результатов федерального проекта в части мероприятий, реализуемых в субъекте и (или) муниципальных образованиях, расположенных на территории субъекта.
В соответствии с приложением N 4 к приказу Министерства спорта РФ от 27 декабря 2019 года N 1134 "Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для совершенствования спортивной подготовки по хоккею, перечня спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта, перечня спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием" (далее - Приказ N1134), к спортивно-технологическому оборудованию, приобретаемому для футбольного поля одной спортивной площадки относится комплект спортивно-технологического оборудования, приобретаемого для футбольного поля одной спортивной площадки, в обязательном порядке включающий:
- Амортизирующий наполнитель;
- Искусственное покрытие белого цвета для внутренней разметки для устройства футбольного поля, высота волокна над готовой продукцией 60 мм;
- Искусственное покрытие зеленого цвета для устройства футбольного поля, высота ворса не менее 60 мм, включая полимерный дренажный модуль, нетканый материал и травмобезопасный бордюр;
- Искусственное покрытие зеленого цвета для устройства футбольного поля с втафтированной разметкой белого цвета по периметру футбольного поля, высота волокна над готовой продукцией 60 мм;
- Подложка для стыков;
- Стыковочный состав;
- Ворота футбольные, стационарные (в комплекте с закладными стаканами и сеткой);
- Покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон (в комплекте с разметочной краской или клеем), или оборудование для подогрева поля, включающее в себя трубы из тяжелого температурного полиэтилена для подогрева футбольного поля, магистральные трубопроводы, монтажный комплект, или техника для ухода и обслуживания искусственных футбольных полей.
Таким образом, предмет закупки соответствует Приказу N1134.
При этом действия заказчика направлены на эффективное расходование бюджетных средств, поскольку разделение данных работ на две и более закупки увеличивает срок получения результата и может привести к ситуации, когда невозможно произвести монтаж закупаемого оборудования, если поставка будет осуществляться разными поставщиками в разные сроки, либо часть закупок не состоится. Показатели госпрограмм и нацпроекта не будут достигнуты.
При указанных обстоятельствах у заказчика отсутствовали правовые основания по приобретению комплекта спортивно-технологического оборудования, приобретаемого для футбольного поля одной спортивной площадки, в иной комплектации.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу пункта 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 878;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе.
При этом в силу пункта 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из пояснений заказчика следует, что на данный момент законодательством Российской Федерации не предусмотрена форма обоснования внесения дополнительных характеристик в описание объекта закупки, в связи с чем, Заказчик вправе разместить такое обоснование в свободной форме. Обоснованием необходимости использования, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, которые не предусмотрены в позиции каталога является обязательное соответствие закупаемого товара характеристикам, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Ссылка на технические регламенты, документы национальной стандартизации, которые обязывают устанавливать заказчика требования к товару, выходящие за рамки КТРУ содержится в пункте 1.2. раздела 1 "Общие положения" Приложения 1 "Описание объекта закупки" (далее - Техническое задание).
Заявителем на заседании Комиссии вышеизложенный довод заказчика не опровергнут, доказательства наличия обязательной формы обоснования внесения дополнительных характеристик, выходящих за рамки КТРУ, в описание объекта закупки не представлено.
При указанных обстоятельствах первый довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Заявитель в жалобе указал, что заказчиком по позициям 1.1 и 1.8 таблицы комплектности Технического задания установлены характеристики не только к товарам, но и к материалам, используемым для их изготовления. При указанных обстоятельствах заказчик не сможет предоставить информацию о том, что имеется требуемый товар с полной регламентацией требуемых значений.
В соответствии с пунктом 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Представитель заказчика также пояснил, что ни один из показателей, оспариваемых заявителем, не определяется методом испытаний. Такие показатели определяются производителями.
Учитывая, что объектом закупки является поставка товара, описание требуемого товара к поставке по позициям 1.1 и 1.8 таблицы комплектности Технического задания является надлежащим.
Из пояснений заказчика также следует, что при определения начальной (максимальной) цены контракта заказчиком были получены коммерческие предложения, содержащие указания на товар, полностью соответствующий его требованиям (представлены в материалы дела).
Вместе с тем, заявителем не представлено документальных доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации об Электронном аукционе.
Учитывая изложенное выше, второй довод жалобы является необоснованным.
3. В жалобе заявитель указал, что заказчик определил начальную (максимальную) цену контракта без учета установки и монтажа оборудования. Вместе с тем, в проекте контракта содержится такое требование.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно Приложению N3 к документации об Электронном аукционе при расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком был использован метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Таким образом, заказчиком выбран метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренный пунктом 1 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика представил в материалы дела запрос о предоставлении ценовой информации, о также коммерческие предложения, содержащие предложения, учитывающие как поставку, так и монтаж спортивного оборудования для футбольного поля и беговых дорожек.
При указанных обстоятельствах третий довод жалобы ИП Горшкова Е.С. является необоснованным.
Учитывая изложенное выше, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Горшкова Е.С. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 21 сентября 2021 г. N 031/06/64-642/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2021