Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 10.09.2021 N 653 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Горшкова Е.С." (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России,- специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителя уполномоченного органа - управление муниципального заказа администрации города Белгорода -, представителя заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" администрации г. Белгорода -, представителя заявителя - ИП Горшкова Е.С. -, рассмотрев материалы дела N 031/06/64-641/2021 по жалобе ИП Горшкова Е.С. на положения документации об электронном аукционе "Поставка оборудования на объект: "Закупка оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа в г. Белгороде (объект N 2) (поставка тренажеров)"" (N закупки 0126300035821000694) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Горшкова Е.С. на положения документации об Электронном аукционе.
Заявитель в жалобе указывает на несоответствие положений документации об Электронном аукционе Закону о контрактной системы, а именно:
1. Не соблюдение требований, установленных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Излишняя детализация требований к товару.
3. В Техническом задании заказчиком установлены запатентованные характеристики.
Заказчик - МКУ "Управление капитального строительства" администрации города Белгорода представил возражение на жалобу ИП Горшкова Е.С., с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы. Указал, на следующие обстоятельства:
1. Заказчиком не соблюдены требования, установленные Постановлением N 145, а именно наименование позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) не соответствует наименованию позиции объекта закупки, для которой позиция КТРУ применена, также заказчиком не применены обязательные характеристики используемых позиций КТРУ.
2. По мнению заявителя, заказчик устанавливает требования с излишней детализацией, обязывая указывать не только характеристики поставляемого товара, но и материалов, используемых для его изготовления, а так же показатели, которые можно выявить, только проведя соответствующие испытания, что противоречит Закону о контрактной системе. Например, для позиции объекта закупки "Уличный тренажер для подтягивания/отжимания на брусьях с противовесом, с изменением нагрузки" установлено, что ступени изготовлены из комбинированного материала: многослойной фанеры и полиэфирного полиуретана общей толщиной не менее 30 мм размером 370х200 мм (+/- 5 мм) с нанесением противоскользящих ребер. В качестве противовеса в тренажере используется подвижная рама, изготовленная из стального профиля 120х60 (+/- 1,5 мм) мм с толщиной стенки не менее 3 мм, и 2 накопителя дисков диаметром не менее 48 мм, изготовленные из бесшовной стальной трубы. При этом для указанной позиции установлено, что резиновое покрытие диска изготовлено из цельнолитой резины с плотностью материала не менее 1250 кг/м3 и твердостью по Шору (шкала А) не менее 62 единиц, где твердость по Шору, можно выявить, только проведя испытание.
3. По мнению заявителя, значительная часть установленных заказчиком требований имеет своеобразный "пересказ" определенного действующего Патента, правообладатель которого является бенефициаром в компаниях, занимающихся реализацией и производством требуемого оборудования - уличных тренажеров.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражении заказчика на жалобу ИП Горшкова Е.С., считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Горшкова Е.С., заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 01.09.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка оборудования на объект: "Закупка оборудования для создания физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа в г. Белгороде (объект N 2) (поставка тренажеров)".
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 255 483,07 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Горшкова Е.С. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как следует из приложения N 1 "Описание объекта закупки" для каждого товара заказчиком применена соответствующая позиция КТРУ. При этом название товара не соответствует названию позиции КТРУ.
Указанное свидетельствует о нарушении заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и указывает на наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
В силу пункта 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В большинстве позиций КТРУ, примененных заказчиком, не содержится обязательных для применения характеристик, а имеющиеся обязательные характеристики заказчиком установлены. В качестве обоснования установления дополнительных характеристик заказчиком, в под табличной части "Описание объекта закупки", указывается: "В связи с тем, что характеристики Товара, указанные в КТРУ не позволяют определить соответствие Товара, предлагаемого к поставке, для обеспечения полноты описания с целью максимально качественно и рационально использовать выделенные бюджетные средства Заказчиком принято решение о включении в описание дополнительных требований.
Указанные в дополнительных требованиях характеристики необходимы для безопасного обустройства спортивного оборудования на объекте, для исключения риска разрушения элементов оборудования под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды и вандального действия третьих лиц. Уточнение описания функциональных, технических и качественных характеристик Товара, имеет существенное значение для Заказчика."
Из пояснений заказчика следует, что на данный момент законодательством Российской Федерации не предусмотрена форма обоснования внесения дополнительных характеристик в описание объекта закупки, в связи с чем, Заказчик вправе разместить такое обоснование в свободной форме. Обоснованием необходимости использования, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, которые не предусмотрены в позиции каталога является обязательное соответствие закупаемого товара характеристикам, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Ссылка на документы национальной стандартизации, которые обязывают устанавливать заказчика требования к товару, выходящие за рамки КТРУ содержится в Техническом задании документации об Электронном аукционе для каждой позиции товара.
При указанных обстоятельствах в рассматриваемой части довод жалобы является необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Заказчиком при описании объекта закупки "Уличный тренажер для подтягивания/отжимания на брусьях с противовесом, с изменением нагрузки" установлено, что ступени изготовлены из комбинированного материала: многослойной фанеры и полиэфирного полиуретана общей толщиной не менее 30 мм размером 370х200 мм (+/- 5 мм) с нанесением противоскользящих ребер. В качестве противовеса в тренажере используется подвижная рама, изготовленная из стального профиля 120х60 (+/- 1,5 мм) мм с толщиной стенки не менее 3 мм, и 2 накопителя дисков диаметром не менее 48 мм, изготовленные из бесшовной стальной трубы. При этом для указанной позиции установлено, что резиновое покрытие диска изготовлено из цельнолитой резины с плотностью материала не менее 1250 кг/м3 и твердостью по Шору (шкала А) не менее 62 единиц, где твердость по Шору, можно выявить, только проведя испытание.
Согласно пояснениям заказчика, установление дополнительных характеристик вызвано его потребностью. Обоснование установление дополнительных характеристик заказчиком описано в приложении N 1 "Описание объекта закупки" (обоснование приведено выше).
Между тем Комиссией установлено, что твердость резины по Шору определяется методом испытания, установленным ГОСТ 263-75, утвержденным и введенным в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 21.01.1975 N 115.
В соответствии с ГОСТ 263-75 для применения метода определения твердости по Шору используется специализированное оборудование.
Таким образом, показатель твердости по Шору, становится известным по результатам проведения испытаний.
Согласно пункту 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" (далее - Письмо ФАС России N ИА/44536/16) при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о частичной обоснованности довода заявителя, а так же к выводу, что в действиях заказчика усматривается нарушении части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что указывает на наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
По мнению заявителя, описание объекта закупки содержит описание характеристик товара, которые представляют собой своеобразный "пересказ" определенного действующего патента.
Заявителем не представлены доказательства, позволяющие Комиссии установить, что заказчиком при проведении Электронного аукциона приобретается запатентованный товар.
Поскольку Комиссия не обладает специальными познаниями в данной области, прийти к однозначному выводу о приобретении заказчиком запатентованного товара не представляется возможным. Доказательств обратного не представлено.
Кроме того, описание объекта закупки не содержит фотографий и указаний на патент, необходимого к поставке товара, что так же не позволяет определить отношение закупаемого товара к действующему патенту.
С учетом изложенного третий довод жалобы является необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией проведен анализ проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Электронном аукционе (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе), и проекта контракта, направленного на подписание победителю Электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 13.1 Раздела I "Общие положения" документации об Электронном аукционе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов аукциона, заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанных в заявке участника аукциона.
В проекте контракта документации об Электронном аукционе техническое задание не заполнено, оно заполняется при направлении контракта победителю, при этом в техническое задание включается информация о товаре, указанная в заявке победителя.
При этом заказчиком направлен проект контракта победителю, в котором не содержится конкретных технических характеристик, указанных в заявке победителя.
Например, в заявке победителя для позиции "Покрытие для площадки для баскетбола и для волейбола" указаны следующие значения: "Плотность материала покрытия 900 кг/мЗ, вес одного квадратного метра покрытия 8,00 кг, прочность на разрыв 0,7Н/мм2". В тоже время, в проекте контракта, направленном победителю на подписание указано: "Плотность материала покрытия не менее 900 кг/мЗ, вес одного квадратного метра покрытия не менее 8,00 кг, прочность на разрыв не менее 0,7Н/мм2".
Таким образом, действия заказчика нарушают часть 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 7.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе, Комиссией учтено, что соответствующее предписание об устранении нарушений было выдано по ранее рассмотренному делу N 031/06/64-636/2021 по жалобе ООО "ПРОФИТ".
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРОФИТ" обоснованной в части.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 64, части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 16 сентября 2021 г. N 031/06/64-641/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2021