Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области (далее - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Инспекции: - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителя заказчика - администрация городского поселения "Поселок Северный" муниципального района "Белгородский район" Белгородской области -, в отсутствие представителей заявителя - ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ" (о времени и месте проведения внеплановой проверки надлежаще уведомлено), провела внеплановую проверку действий заказчика - администрации городского поселения "Поселок Северный" муниципального района "Белгородский район" Белгородской области и уполномоченного органа - администрации Белгородского района Белгородской области по соблюдению норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
1. Общие положения
1.1. Проверка начата 08 сентября 2021, окончена 21 сентября 2021 года.
1.2. Основания для проведения проверки: обращение ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ", Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), приказ Белгородского УФАС России от 07.09.2021 N 647.
1.3. Цель проверки: контроль за соблюдением заказчиком - администрацией городского поселения "Поселок Северный" муниципального района "Белгородский район" Белгородской области и уполномоченным органом - администрацией Белгородского района Белгородской области требований Закона о контрактной системе.
1.4 Предмет проверки: документы электронного аукциона "Выполнение работ по разработке проекта по объекту "Строительство здания администрации городского поселения "Поселок Северный"" (N закупки 0126300029120000867) (далее - Электронный аукцион).
1.5. Объект проверки: действия заказчика - администрации городского поселения "Поселок Северный" муниципального района "Белгородский район" Белгородской области и уполномоченного органа - администрации Белгородского района Белгородской области при проведении Электронного аукциона.
1.6. Настоящая проверка является внеплановой, проведена методом анализа документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), а также представленных сторонами.
2. Проверкой установлено
02 сентября 2021 года в Белгородское УФАС России поступило обращение ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ".
Из содержания обращения следует, что у заявителя имеются опасения, связанные с закрытием обязательств по контракту, заключенному по результатам проведения Электронного аукциона. Данные опасения вызваны тем обстоятельством, что только по средствам телефонных переговоров 24.08.2021 ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ" стало известно о расторжении контракта и о том, что соответствующие документы размещены в ЕИС. Заявитель полагает, что в настоящее время заказчиком надлежащим образом не принято и не размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и не уведомлен подрядчик. Таким образом, контракт, по мнению заявителя, является действующим в настоящее время, а представителем заказчика в ЕИС размещена недостоверная информация.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N 1576), статьей 99 Закона о контрактной системе по фактам, изложенным в обращении, Белгородское УФАС России проводит внеплановую проверку соблюдения норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении Электронного аукциона.
Заказчиком - администрацией городского поселения "Поселок Северный" муниципального района "Белгородский район" Белгородской области представлены пояснения по доводам, изложенным в обращении ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ", с указанными доводами заказчик не согласен.
Инспекция, рассмотрев обращение ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 23.11.2020 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 100 003,00 рублей.
Объект закупки - выполнение работ по разработке проекта по объекту "Строительство здания администрации городского поселения "Поселок Северный".
Источник финансирования: Бюджет городского поселения "Поселок Северный" муниципального района "Белгородский район".
Код бюджетной классификации: 92404129990003020414.
Согласно протоколу подведения итогов Электронного аукциона N 0126300029120000867-2-1 от 16 декабря 2020 года следует, что на основании с ч. 3 ст. 71 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ контракт заключается с участником - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ПРОЕКТНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ПСГ-ПРОЕКТ", заявка на участие которого была признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, и подана ранее других заявок на участие, признанных соответствующими указанным требованиям.
По итогам проведения Электронного аукциона заключен Контракт от 28.12.2020 года N 0126300029120000867 (далее - Контракт).
Цена контракта составила 1 100 003,00 рублей.
Сроки выполнения работ: продолжительность проектирования - до 22 марта 2021 года (с учетом получения положительного заключения экспертизы).
На заседании Инспекции, представитель заказчика пояснил следующее.
Заказчиком 13.05.2021 подписан акт сдачи-приемки разработанной документации для приемки проектно-сметной документации в экспертизу. Подписание указанного акта совершено за пределами срока выполнения обязательств.
Заказчиком неоднократно в адрес исполнителя по средствам электронной почти и заказным письмом направлялись уведомления о допущении просрочки выполненных работ и требования об осуществлении выполнения работ в срок до 15.07.2021 (исх. N 52/366 от 01.07.2021), до 26.07.2021 (исх. N 52/397 от 21.07.2021) (копии представлены в материалы дела).
На направленные уведомления и требования от исполнителя получен ответ о том, что документация выполнена в полном объеме и находится на проверке достоверности применения сметных расценок в Государственной экспертизе. Договор на проведение государственной экспертизы заключен 09.06.2021 N 174-Д-21, оплата произведена 15.07.2021. Срок получения положительного заключения запланирован на первую декаду августа 2021 года. Таким образом, исполнитель для исполнения своих обязанностей по Контракту ожидает получения положительного заключения Государственной экспертизы.
С учетом нарушения срока по выполнению обязательств по Контракту, являющегося существенным условием, заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. Претензия об уплате пени и расторжении контракта (исх. N 52/404 от 27.07.2021) направлена исполнителю по средствам электронной почты и Почтой России (заказным письмом), а также 27.07.2021 размещена на официальном сайте единой информационной системы. Как пояснил представитель заказчика претензия об уплате пени и решение о расторжении контракта, представляет собой единый документ.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 6.1 Контракта.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 6.3 Контракта установлено, что заказчик вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения Контракта при существенном нарушении условий Контракта исполнителем.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Комиссией установлено, что 27.07.2021 в единой информационной системе размещена претензия об уплате пени, которая не содержит информации о намерении расторгнуть либо о расторжении Контракта. Таким образом, заказчиком надлежащим образом не размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено Комиссией, 27.07.2021 заказчиком в единой информационной системе размещен документ с названием "исх 404". Из содержания указанного документа следует, что данный документ является требованием об уплате пени и не содержит информации о решении о расторжении контракта. В разделе "Дополнительная информация о контрактах" решение о расторжении контракта отсутствует. Установить дату надлежащего уведомления заказчиком исполнителя не представляется возможным. Между тем, согласно информации, размещенной в Реестре контрактов, заказчик считает датой расторжения контракта - 27.07.2021.
В соответствии с карточкой контракта в Реестре контрактов контракт находится в статусе "Исполнение прекращено".
Таким образом, заказчиком нарушен порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения, предусмотренный Законом о контрактной системе.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
На момент проведения внеплановой проверки, обращение о включении информации об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков заказчиком не направлена.
При указанных обстоятельствах, Инспекция приходит к выводу, что в действиях заказчика усматриваются нарушения:
- части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, что указывает на наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;
- части 13, статьи 95 Закона о контрактной системе, что указывает на наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации;
- части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, что указывает на наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 35 Постановления N 1576 в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.
3. Заключение
Инспекцией Белгородского УФАС России по результатам проведения внеплановой проверки:
1. Доводы, изложенные в обращении ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ", признаны обоснованными.
2. Выявлены нарушения заказчиком - администрацией городского поселения "Поселок Северный" муниципального района "Белгородский район" Белгородской области частей 12, 13 статьи 95 и части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Предписание по выявленным нарушениям не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в установочной части настоящего решения.
Руководитель инспекции
Члены инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 21 сентября 2021 г. N 61 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний порядок - проведение внеплановой проверки - электронный аукцион - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021