Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильных дорог (Исетский, Нижнетавдинский, Тюменский районы) (реестровый номер закупки 0167200003421004516),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 15.09.2021 (время: 22:25) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильных дорог (Исетский, Нижнетавдинский, Тюменский районы).
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает, что заказчиком в нарушение части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе по критерию оценки N 2 установлен порядок оценки в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, а именно, о наличии у участника закупки опыта исполнения контрактов (договоров) с ценой не менее 458 565 876,00 рублей. Заявитель полагает, что если общая стоимость контрактов участника закупки составит на 1 копейку ниже от 458 565 876,00 рублей, то данный участник получит 0 баллов, в то время, как участник, имеющий общую стоимость исполненных контрактов от 458 565 876,00 рублей и выше получит соответствующие баллы, что указывает на неправильный порядок оценки заказчиком опыта участников закупки.
Заказчиком представлены письменные пояснения (вх.N 9510 от 21.09.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.
Заказчик в поступивших пояснениях указывает, что во исполнение пункта 28 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, а также в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, заказчиком в конкурсной документации (пункт 4.1.4) установлен нестоимостной критерий: квалификация участника закупки - значимость критерия 40 %. При этом, согласно конкурсной документации оценка заявок по данному критерию осуществляется с учетом следующего показателя: суммарная стоимость исполненных контрактов (договоров) в качестве генерального подрядчика, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог с ценой каждого контракта (договора) не менее 458 565 876 рублей, выполненных за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Максимальное значение - 100 баллов присваивается участнику, предложившему наибольшую суммарную стоимость исполненных контрактов (договоров)). Отсутствие, либо не подтверждение информации - 0 баллов. Правила оценки заявок, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 не содержат норм, ограничивающих право заказчика включать в конкурсную документацию необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. Соответственно, установленный заказчиком в конкурсной документации порядок оценки, не нарушает нормы Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, не ведет к ограничению количества участников закупок.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения (вх.N 9524 от 21.09.2021), на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просил признать жалобу заявителя необоснованной.
Уполномоченный орган в поступивших пояснениях указывает, что Закон о контрактной системе, также как и Правила, не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев. Таким образом, полномочия определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильных дорог (Исетский, Нижнетавдинский, Тюменский районы), с начальной (максимальной) ценой контракта 917 131 752,50 рублей, в интересах заказчика ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог".
Информация об электронном аукционе была размещена 23.08.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003421004516.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения открытого конкурса в электронной форме http://www.etp-ets.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством РФ.
Во исполнение требований части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 28 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Пунктом 4.1.4 информационной карты документации о закупке предусмотрено следующее:
4.1.4 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 % |
|
Суммарная стоимость исполненных контрактов (договоров) в качестве генерального подрядчика, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог с ценой каждого контракта (договора) не менее 458 565 876 рублей, выполненных за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (с приложением копий исполненных контрактов (договоров), актов выполненных работ, иных документов) (указать общую стоимость) (максимальное значение - 100 баллов). Оценивается суммарная стоимость исполненных контрактов (договоров), с ценой каждого контракта (договора) не менее 458 565 876 рублей. Максимальное значение - 100 баллов, присваивается участнику, предложившему наибольшую суммарную стоимость исполненных контрактов (договоров)). Отсутствие, либо не подтверждение информации - 0 баллов. Сведения об исполнении участником закупки контрактов (договоров) по договору субподряда при оценке заявок не учитываются. Документы (копии документов), которые должны быть представлены участником конкурса для подтверждения наличия опыта выполнения работ: Наличие опыта подтверждается предоставлением участником закупки следующих документов (их копий): - исполненных контрактов (договоров) в качестве генерального подрядчика, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог с ценой контракта (договора) не менее 458 565 876 рублей, выполненных за последние 5 (пять) лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе; - актов сдачи-приемки выполненных работ (иных документов, подтверждающих выполнение работ), подписанных не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; - разрешение на ввод объекта капитального строительства (автомобильных дорог) в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства (автомобильных дорог) в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Разрешение на ввод объекта капитального строительства (автомобильных дорог) должно быть подписано не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Опыт выполнения работ считается неподтвержденным в случаях: - отсутствия копии контракта (договора), исполненного за последние 5 лет, предшествующих дате окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе; - отсутствия копий актов сдачи-приемки выполненных работ/услуг; - отсутствия копий разрешения на ввод объекта капитального строительства (автомобильных дорог) в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства (автомобильных дорог) в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). - отсутствия в представленных копиях актов сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг сведений о стоимости выполненных работ/оказанных услуг; - отсутствия в представленных копиях контрактов (договоров) сведений о сторонах договора (контракта), реквизитах сторон, предмете, цене контракта (договора), сроках исполнения контракта (договора). - несоответствия тематики контракта (договора) вышеуказанным требованиям. - стоимость выполненных работ по контракту (договору) менее 458 565 876 рублей либо в подтверждении опыта участник закупки предоставляет информацию об исполненных контрактах (договорах) с указанием (гиперссылки) номеров реестровых записей контрактов (договоров) из реестра контрактов, заключенных заказчиками, размещенного на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) с одновременным предоставлением копий разрешений на ввод объекта капитального строительства (автомобильных дорог) в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства (автомобильных дорог) в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Опыт оказания услуг считается не подтвержденным в случаях предоставления информации из ЕИС (www.zakupki.gov.ru): - отсутствие информации о контракте (договоре) в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). - отсутствие информации об исполненных контрактах (договорах) в качестве генерального подрядчика за последние 5 лет, предшествующих дате окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, - отсутствие статуса контракта (договора) исполнение завершено в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС); - несоответствия тематики договоров (контрактов) вышеуказанным требованиям. - стоимость выполненных работ по контракту (договору) менее 458 565 876 рублей; - отсутствия разрешения на ввод объекта капитального строительства (автомобильных дорог) в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства (автомобильных дорог) в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). |
40 % |
Нельзя не согласиться с представителем заказчика и уполномоченного органа в том, что Правила оценки заявок, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 не содержат норм, ограничивающих право заказчика включать в конкурсную документацию необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Податель жалобы не представил в антимонопольный орган каких-либо доказательств, подтверждающих, что установленный заказчиком порядок оценки заявок не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Индивидуальный предприниматель Меньшиков Р.А. также ссылается на административную практику, которая подтверждает доводы заявителя: решение ФАС России N 21/44/105/77 от 29.01.2021.
Вместе с тем, выводы изложенные в указанных правоприменительных актах вообще не имеют никакого отношения к рассматриваемому делу, поскольку приняты при иных обстоятельствах дела, не имеют преюдициального характера, указанные акты приняты с участием иных лиц и содержат казуальное толкование (толкование связанное с конкретными обстоятельствами дела), а не легальное (нормативное, общеобязательное) толкование.
При этом, судебная равно как административная практика не являются источником права в Российской Федерации.
Дополнительно стоит отметить, что согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - индивидуальный предприниматель Меньшиков Роман Анатольевич (ИНН 660205916409), зарегистрирован 19.08.2021.
При этом, согласно реестру контрактов размещенному на официальном сайте ЕИС в сфере закупок индивидуальный предприниматель Меньшиков Роман Анатольевич не имеет ни одного контракта заключенного и исполненного в рамках 44-ФЗ, а также 223-ФЗ, а следовательно, заведомо не имеет возможности подтвердить опыт выполнения работ, и быть потенциальным участником рассматриваемой закупки.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика ГКУ ТО "Управление автомобильных дорог" при проведении открытого конкурса в электронной форме на ремонт автомобильных дорог (Исетский, Нижнетавдинский, Тюменский районы) (реестровый номер закупки 0167200003421004516) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 сентября 2021 г. N 072/06/44/172/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021