Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ИП Лучко С.В. (вх. 15326) 08.09.2021 года на действия Государственного комитета Республики Башкортостан по конкурентной политике при осуществлении закупки N 0101500000321000127 "Поставка изделий медицинского назначения (катетер баллонный)".
По мнению Заявителя, Уполномоченным органом нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация составлена в нарушение требований законодательства Российской Федерации.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком представлена информация по закупке N 0101500000321000127.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что требования, установленные к закупаемым товарам по позициям 54 - 58 Технического задания соответствуют товарам одного производителя и приводят к ограничению конкуренции по закупочной процедуре.
Комиссией Башкортостанского УФАС установлены следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика.
Согласно техническому заданию требуются следующие товары:
54. Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный 32.50.13.110-00577
55. Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный 32.50.13.110-00486
Заявитель жалобы указывает, что требованиям позиций 54 и 55 Технического задания сооветствует только товар производителя Goodman, а именно Lacrosse Powered 2.
При этом Заказчиком предоставлены устные и письменные пояснения по предмету жалобы, в которых в том числе содержится информация о товарах, полностью соответствующих требованиям Технического задания по позициям 54 и 55, а именно следующие товары:
1) катетер коронарный баллонный дилатационный Powered Lacrosse 2 (производитель "ГУДМАН КО., Лтд.", Япония). Информация из каталогов, подтверждающая характеристики данного баллонного катетера представлена в жалобе ИП Лучко С.В. N202100170549001351.
2) коронарный дилятационный катетер Sapphire NC24 (производитель "ОрбусНейч Медикал БВ", Ниерланды). РУ NФСЗ 2008/02537 от 22.08.2008 года. Данные представлены с официального сайта производителя https://orbusneich.com/product/sapphire-nc24/
Далее по тексту жалобы Заявитель указывает, что требованиям позиций 56 и 57 Технического задания сооветствует только товар производителя Goodman, а именно Lacrosse Powered 2.
При этом Заказчиком предоставлены устные и письменные пояснения по предмету жалобы, в которых в том числе содержится информация о товарах, полностью соответствующих требованиям Технического задания по позициям 54 и 55, а именно следующие товары:
1) катетер коронарный баллонный дилатационный Powered Lacrosse 2 (производитель "ГУДМАН КО., Лтд.", Япония). Информация из каталогов, подтверждающая характеристики данного баллонного катетера представлена в жалобе ИП Лучко С.В. N202100170549001351.
2) коронарный дилятационный катетер Sapphire NC24 (производитель "ОрбусНейч Медикал БВ", Ниерланды). РУ NФСЗ 2008/02537 от 22.08.2008 года. Данные представлены с официального сайта производителя https://orbusneich.com/product/sapphire-nc24/
Далее по тексту жалобы Заявитель указывает, что требованиям позиции 58 Технического задания сооветствует только товар производителя Goodman, а именно катетер баллонный LAXA.
При этом Заказчиком предоставлены устные и письменные пояснения по предмету жалобы, в которых в том числе содержится информация о товарах, полностью соответствующих требованиям Технического задания по позиции 58, а именно следующие товары:
1) катетер коронарный баллонный дилатационный LAXA (производитель "ГУДМАН КО., Лтд.", Япония). Информация из каталогов, подтверждающая характеристики данного баллонного катетера представлена в жалобе ИП Лучко С.В. N202100170549001351.
2) коронарный дилятационный катетер Sapphire 3 (производитель "ОрбусНейч Медикал БВ", Ниерланды). РУ NФСЗ 2008/02537 от 22.08.2008 года. Данные представлены с официального сайта производителя
https://orbusneich.com/product/sapphire-3/
В ответ на информацию, представленную комиссии Заказчиком, заявитель жалобы представил пояснение, что представленные для сравнения товары не могут продаваться на территории РФ, поскольку не имеют регистрационного удостоверения и на момент рассмотрения жалобы находятся на регистрации, что по словам Заявителя подтверждается письмом официального дистрибьютора, имеющемся у него в распоряжении.
Однако, при рассмотрении вышеупомянутого письма (подписано коммерческим директором ООО "РАЙМЕД ТГ ПВТ", N76 от 20.04.2020 г.), Комиссия Башкортостанского УФАС получила лишь информацию о технических характеристиках катетеров Sapphire NC и Sapphire 2, но в нем отсутствует какая-либо информация о том, что товары Sapphire 3 и Sapphire NC24 не зарегистрированы и не продаются на территории Российской Федерации.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств обоснованности довода.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования к закупаемым товарам противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не присутствовал, не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Лучко С.В. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 сентября 2021 г. N ТО002/06/105-1845/2021 (ключевые темы: техническое задание - участники закупок - условные обозначения - антимонопольный орган - товарный знак)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2021