Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийской общество глухих" (вх. 15445) от 09.09.2021 года на действия заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Больница скорой медицинской помощи города Уфа при осуществлении закупки N 0301300275421000130 "Поставка расходных материалов для клинико-диагностических лабораторий".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно заявки рассмотрены комиссией Заказчика с нарушениями требований Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, заказчиком представлена информация по электронному аукциону N 0301300275421000130.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
В жалобе Заявителя отражено следующее: "Заказчик описывает объект закупки используя КТРУ. В описании кода позиции Каталога товаров работ и услуг детализируются: назначение для взятия капиллярной крови, однократность применения, антикоагулянт - КЗЭДТА и объем 0.5 мл (смЗ). В настоящее время в России производится только одна пробирка для взятия капиллярной крови с КЗЭДТА, это Система взятия капиллярной крови "Синтавет-200" по ТУ 9398-042-11149567-2008 в исполнении система Синтавет-200-КЗЭДТА с наполнителем: КЗ ЭДТА и она имеет объем 0.2 мл. В соответствии с ГОСТ ISO 6710-2011 п. 3.8 номинальная вместимость (nominal capacity): Объем цельной крови, которым предполагается наполнит ь контейнер).
Пробирки и капилляры разных производителей имеют разные размеры (диаметр, высоту ), различной формы крышки, этикетки могут быть бумажными, полимерными или информация наносится непосредственно на пробирки, а также пробирки могут быть рассчитаны на различный обьем крови, то есть иметь различную номинальную вместимость. Так для педиатрической практики, как правило, применяются пробирки на 100 мкл. Для забора крови у взрослых применяются пробирки с объемом пробы от 200 до 1000 мкл (0,2-1.0 мл). В соответствии с желаемым объемом пробы производитель вносил на стенки пробирки необходимое, строго дозированное количество антикоагулянта. На этикетку, либо на саму пробирку наносится линия наполнения - риска по которой лаборант ориентируется при заборе крови. Достижение столбиком крови в пробирке линии наполнения означает достижение номинального объема. Из различного объема крови можно провести больший или меньший объем исследований. Таким образом, объем пробирки это важная функциональная характеристика товара, что нашло свое отражение в разнообразии кодов КТРУ для пробирок с антикоагулянтами: отдельные коды предусмотрены для пробирок объемом 0.2,0.5. 0.5 1 и 5 мл (смЗ). а характеристика "объем" является обязательной к применению.
Поскольку заказчик для описания объекта закупки применил код КТРУ 32.50.50.000-00000356, то заявки участников с пробирками объемом 0,2 мл не будут соответствовать техническому заданию и должны быть отклонены заказчиком.
При рассмотрении первых частей заявок комиссия заказчика формирует протокол первых частей заявок, где размешает информацию о количестве заявок, допуске или недопуске заявок участников к торгам и наличии предложений товаров иностранных производителей. Электронная площадка уведомляет участников о наличии товаров отечественного производства или происходящих из стран Евразийского экономического союза. Это существенно, так как наличие предложений с отечественными товарами может существенно повлиять на сумму контракта, заключаемого по итогам аукциона, в соответствии с Приказом Минфина России N126Н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осу ществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В случае отсутствия отечественных товаров преференции отечественному производителю не применяются и все участники находятся в равных условиях.
После изучения протокола рассмотрения первых частей заявок и уведомления от электронной площадки у частники рассчитывают свои ценовые предложения и расчеты эти либо будут учитывать преференции отечественному производителю, либо нсг. Если участники с иностранной продукцией видят, что кто-то из участников предлагает отечественный товар, значит, в случае победы, контракт будет заключаться по цене сниженной на 15 %.
Протокол рассмотрения первых частей заявок был опубликован комиссией заказчика 31 августа 2021 года, одновременно электронная площадка разослала участникам уведомления о наличии товаров российского происхождения. Площадка Росельторг помимо уведомления, указывает еще и сведения о номерах заявок и странах происхождения предлагаемых товаров. По сведениям площадки российские пробирки предложили участники с номерами: 7. 13. 15 и 17. При этом заявка 7 участника была отклонена. Датее в протоколе проведения аукциона мы видим, что первое место занял участник N 15 с ценовым предложением 210000 рублей, второе участник N 17 с ценовым предложением 212600 рублей, а участник N 13 ценовых предложений не подават. В соответствии с протоколом подведения итогов, победителем признан участник N 15 ИП Васильев В. И.
Поскольку российские пробирки с КЗЭДТА объемом 0,5 мл в настоящее время не выпускаются, возникает обоснованное сомнение в правильности рассмотрения заявок и подведения итогов заказчиком. Возможны следующие варианты:
1. Недобросовестные участники ввели заказчика в заблуждение, предложив пробирку Синтавет-200 и указав, что она имеет объем 500 мкл. Во избежание ошибок заказчика и закупки незарегистрированных медицинских изделий, нами была направлена заказчику копия письма Росздравнадзора, где уточняется, что пробирки Синтавет-200 выпускаются только объемом 200 мкл.
2. Недобросовестные участники ввели заказчика в заблуждение, предложив пробирку Синтавет-200 и указав, что она имеет объем 500 мкл и объем пробы 200 мкл. В этом случае заказчик должен был отклонить участника на этапе рассмотрения первых частей заявок, так как заявка с объемом пробы 200 мкл, не соответствует техническому заданию заказчика
3. Недобросовестные участники ввели площадку в заблуждение, при подаче указав страну происхождения Российская Федерация, а в прикрепленном файле, который будет рассматривать заказчик, указав иностранного производителя. Таким образом, заказчику предлагается соответствующий ТЗ товар, но опосредованно через площадку вводятся в заблуждение другие участники закупки. Закладываясь на пятнадцати процентные преференции отечественному производителю, они раньше выйдут из торгов."
Исходя из устных и письменных пояснений Заказчика: "20.08.2021 г. ГБУЗ РБ БСМП г. Уфа был объявлен электронный аукцион N0301300275421000130 на поставку расходных материалов для клинико-диагностических лабораторий (пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с K3EDTA). С доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просим в удовлетворении жалобы отказать.
На участие в электронном аукционе было подано 16 заявок. В аукционе приняли участие 7 участников. Из них 5 заявок на поставку товара с страной происхождения - Китай, 2 заявки (N 17, N 15) с страной происхождения - Россия. Участник закупки с идентификационным номером заявки 15 указал в заявке страну происхождения товара - Российская Федерация, без указания торгового наименования, производителя товара с предоставлением регистрационного удостоверения N ФСР 2009/04020 на систему взятия капиллярной крови "Синтавет-200", производства ООО "Фирма Синтакон".
Участник закупки с идентификационным номером заявки 17 указал в заявке страну происхождения товара - Российская Федерация, с указанием производителя товара - Синтавет с предоставлением регистрационного удостоверения N ФСР 2009/04020 на систему взятия капиллярной крови "Синтавет-200", производства ООО "Фирма Синтакон".
При подведении итогов аукциона, рассмотрев имеющуюся информацию, предоставленную участниками закупки, а также имеющуюся у Заказчика, комиссия допустила все заявки, так как они соответствуют документации об электронном аукционе. Рассматривая заявки участников под номерами 15 и 17, Заказчик не нашел оснований для отклонения, так как участники подали заявки в соответствии с техническим заданием и требованиями документации об электронном аукционе.
Регистрационное удостоверение N ФСР 2009/04020 на систему взятия капиллярной крови "Синтавет-200", производства ООО "Фирма Синтакон" содержит информацию только о видах систем взятия капиллярной крови, без указания объемов пробы. На сайте ООО "Фирма Синтакон" https://www.syntacon.spb.ru/ не содержится подробной информации о выпускаемой продукции, нет четкого описания. Учитывая данное обстоятельство, комиссия посчитала информацию недостаточной для отклонения данных заявок.
На этапе исполнения контракта (при приемке товара), если победитель аукциона поставит товар, не соответствующий техническому заданию, Заказчик будет принимать решение в соответствии с действующим законодательством."
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств обоснованности довода.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что рассмотрение заявок участников комиссией Заказчика противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не присутствовал, не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу Челябинского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийской общество глухих" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 сентября 2021 г. N ТО002/06/105-1899/2021 (ключевые темы: участники закупок - условные обозначения - техническое задание - электронная торговая площадка - ценовые предложения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2021