Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области:
в отсутствие представителей от Заявителя - ООО "Автодом", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 11170 от 14.09.2021) на действия заказчика при проведении электронных аукционов на выполнение работ по ремонту участков пешеходной дорожки, вдоль территории МОБУ "СОШ N6 с углублённым изучением отдельных предметов" г. Всеволожска Ленинградской области, по текущему (ямочному) ремонту асфальтобетонного покрытия на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, расположенных вне границ населенных пунктов в границах МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено Заказчиком 22.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 899 002,04 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает действия аукционной комиссии по признанию заявки Заявителя на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям аукционной документации.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает решение аукционной комиссии по признанию заявки Заявителя на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям аукционной документации.
Конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе (далее - Инструкция) содержатся в Приложении N 1 к Спецификации (далее - Приложение).
Комиссия установила, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.09.2021 N0145300005221000376-1 заявка Заявителя на участие в электронном аукционе признана не соответствующей требованиям аукционной документации по следующим основаниям:
"Основание отклонения: п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, пп. 2 п. 6.1.1 общей части документации об электронном аукционе.
Обоснование решения: В нарушение требований п. 5.1 общей части документации об электронном аукционе, инструкции по заполнению первой части заявки участником закупки в заявке указаны сведения, несоответствующие требованиям документации об электронном аукционе:
- по позиции N1 табличной части приложения N1 к Спецификации (позиция N 1 заявки участника соответственно) в части указания значения показателя N6 по характеристике "Срок службы" для товара "Пешеходное ограждение".".
По мнению Заявителя, заявка на участие в электронном аукционе заполнена им в соответствии с требованиями аукционной документации.
Комиссией установлено, что Заказчиком в Приложении по товару "Пешеходное ограждение" к показателю "Срок службы" установлено следующее требование - "должен быть не менее 10".
Представитель Заказчика пояснил, что согласно Инструкции при указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей (характеристик) товаров по третьему типу, участник закупки, согласно настоящей инструкции по заполнению первой части заявки, должен указать: значения показателей (характеристик), соответствующие требованиям настоящего технического задания (описания объекта закупки), за исключением характеристики N 6 по товару N1: в данном случае участник должен указать максимальное значение показателя (характеристики) товара. Требование к значению показателя "Срок службы" для товара Пешеходное ограждение установлено в виде "должен быть не менее 10 лет" в "3-ем типе значений показателей", является характеристикой N6 по товару N1.
По мнению Представителя Заказчика, участнику закупки необходимо было указать максимальное значение показателя "Срок службы" для товара "Пешеходное ограждение".
Комиссия установила, что в Инструкции Заказчиком установлено следующее:
"Требования к значениям показателей (характеристик) товаров подразделяются на типы. К первому типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров могут относиться требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товаров или требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться. При указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей (характеристик) товаров по первому типу, участник закупки, согласно настоящей инструкции по заполнению первой части заявки, должен указать: единицы измерения, соответствующие требованиям настоящего технического задания; наименования показателей (характеристик), которые должны быть указаны без изменений; значения показателей (характеристик), соответствующие требованиям настоящего технического задания (описания объекта закупки).
Ко второму типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров могут относиться требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров или требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться. При указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей (характеристик) товаров по второму типу, участник закупки, согласно настоящей инструкции по заполнению первой части заявки, должен указать: единицы измерения, соответствующие требованиям настоящего технического задания; наименования показателей (характеристик), которые должны быть указаны без изменений; значения показателей (характеристик), соответствующие требованиям настоящего технического задания (описания объекта закупки).
К третьему типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров могут относиться требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров или требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться.
При указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе конкретных показателей (характеристик) товаров по третьему типу, участник закупки, согласно настоящей инструкции по заполнению первой части заявки, должен указать: единицы измерения, соответствующие требованиям настоящего технического задания; наименования показателей (характеристик), которые должны быть указаны без изменений; значения показателей (характеристик), соответствующие требованиям настоящего технического задания (описания объекта закупки), за исключением характеристики N6 по товару N1: в данном случае участник должен указать максимальное значение показателя (характеристики) товара.".
Комиссией установлено, что согласно Приложению требование к значению показателя "Срок службы" по товару "Пешеходное ограждение" установлено как требование к значениям показателей (характеристик) тип 3.
Согласно Инструкции к третьему типу требований к значениям показателей (характеристик) товаров могут относиться требования к максимальным и минимальным значениям показателей (характеристик) товаров, требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товаров или требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться.
По спорному показателю "Срок службы" по товару "Пешеходное ограждение" требование не может рассматриваться как требование к максимальному и минимальному значению, а также не может рассматриваться как требование к максимальному значению показателя, так как требование задано с использованием слов "не менее", что является требованием к минимальному значению. Следовательно, для показателя третьего типа данная формулировка означает требование к показателям, значения которых не могут изменяться. Исключение инструкции касательно характеристики по показателю "Срок службы" по товару "Пешеходное ограждение" в данном случае не может быть применено.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При этом в силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, Заказчиком требования к конкретным показателям товаров, установленные в Приложении, не позволяют соотнести их с требованиями установленными Инструкцией по заполнению первой части заявки. Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Комиссией установлено, что Заказчиком в Приложении по товару "Пешеходное ограждение" к показателю "Срок службы" установлено следующее требование - "должен быть не менее 10".
Комиссией также установлено, что в заявке Заявителем по товару "Пешеходное ограждение" к показателю "Срок службы" представлен показатель соответствующий требованиям Инструкции - "не менее 10 лет".
Комиссия приходит к выводу, что, поскольку Заявителем в заявке на участие в электронном аукционе представлены значения показателей товаров в соответствии с требованиями аукционной документации, аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку Заявителя на участие в электронном аукционе.
Поскольку аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным аукционной документацией, при этом положения Инструкции не отвечают требованиям, фактически предъявляемым Заказчиком к значениям показателей поставляемого товара, Комиссия находит целесообразным выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в аукционную документацию.
На основании изложенного и, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Автодом" обоснованной;
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 сентября 2021 г. N 047/06/67-2076/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2021