Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Гранд Проект" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 154 Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт тепловых сетей на территории ФГБУЗ МСЧ N 154 ФМБА России (извещение N 0348100045921000093 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части ненадлежащего рассмотрения документов, представленных в составе заявки Победителя.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 5 297 700,00 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 31.08.2021;
3) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, признанные ответствующими требованиям Конкурсной документации;
4) по результатам рассмотрения вторых частей заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации.
5) победителем Конкурса признано ООО "СТРОЙМАСТЕР".
Согласно части 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 01.09.2021 NПРОI1 (далее - Протокол) участнику закупки "3" (Заявитель) присвоено 40,00 баллов.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Протоколом, Конкурсной комиссией приняты все документы и сведения, представленные участниками закупки, а также участникам закупки N 1, N 2, в том числе заявке Заявителя N 3 присвоено максимальное количество баллов.
Изучив заявку Заявителя, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Закупочной комиссии в части принятия к оценке документов и сведений, представленных в составе заявки Заявителя, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Конкурсной документации.
Руководствуясь частью 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, Комиссией довод жалобы Заявителя на действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом положений документации об Аукционе не рассматривались, связи с тем, что они не соответствует требованиям части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, а именно: доводы жалобы Заявителя на положения документации о закупке поданы после окончания установленного срока подачи заявок - после 31.08.2021 08:00.
3. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Заказчиком в рамках критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" по показателю "Качество работ, услуг" установлено, в том числе следующее:
"Порядок оценки заявок:
Предметом оценки являются предложения участника по осуществлению функций проектировщика при выполнении каждой работы и каждого требования из всего состава работ и перечня требований, предусмотренных Техническим заданием, по следующим направлениям:
Предложение участника конкурса |
Содержание предложения, баллы |
||
-Предложение по обеспечению и контролю за разработкой качественной проектно-сметной документации |
Предложение представлено по всему составу работ и перечню требований - 10 баллов; |
Предложение содержит сведения о способах (методике) его выполнения - 5 баллов; |
Предложение содержит действующие нормативные документы, современные практики, методики и стандарты, использующиеся в предметной области - 5 баллов. |
Предложение по обеспечению и контролю при проведении технического обследования |
Предложение представлено по всему составу работ и перечню требований - 10 баллов; |
Предложение содержит сведения о способах (методике) его выполнения - 5 баллов; |
Предложение содержит действующие нормативные документы, современные практики, методики и стандарты, использующиеся в предметной области - 5 баллов. |
Предложение по подготовке задания на разработку проектно-сметной документации |
Предложение представлено по всему составу работ и перечню требований - 10 баллов; |
Предложение содержит сведения о способах (методике) его выполнения - 5 баллов; |
Предложение содержит действующие нормативные документы, современные практики, методики и стандарты, использующиеся в предметной области - 5 баллов. |
Предложение по получению положительного заключения государственной экспертизы на разработанную проектную документацию, включая сметы |
Предложение представлено по всему составу работ и перечню требований - 10 баллов; |
Предложение содержит сведения о способах (методике) его выполнения - 5 баллов; |
Предложение содержит действующие нормативные документы, современные практики, методики и стандарты, использующиеся в предметной области - 5 баллов. |
Предложение по подготовке исходно-разрешительной документации, необходимой для разработки проектно-сметной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы |
Предложение представлено по всему составу работ и перечню требований - 10 баллов; |
Предложение содержит сведения о способах (методике) его выполнения - 5 баллов; |
Предложение содержит действующие нормативные документы, современные практики, методики и стандарты, использующиеся в предметной области - 5 баллов. |
Количество баллов, присуждаемое заявке по показателю "Качество работ, услуг", рассчитывается, как суммарное количество баллов по всем представленным предложениям.
0 баллов присваивается заявкам, не содержащим предложения по критерию "Качество работ, услуг", а также заявкам, дублирующим Техническое задание. Рейтинг заявки по критерию оценки равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки".
При этом, Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по показателю "Качество работ", в виду того, что порядок оценки по указанному показателю не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющего определить перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В соответствии с частью 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий.
В соответствии с частью 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по проектированию и изыскательские работы представляют собой единый комплекс подрядных работ, неразрывно связанных между собой.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ, работы по договорам о выполнении инженерных изысканий должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов).
Кроме того, согласно части 4 статьи 48 ГрК, работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов).
При этом, Комиссия отмечает, что в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе выполнению инженерных изысканий, целесообразно устанавливать требования к участнику закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт.
В пункте 16 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, в том числе:
"Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) по проектированию в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования предоставляются во второй части заявок:
а) Членство в СРО не требуется в случаях, которые перечислены в ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ;
б) участник закупки член СРО должен иметь право выполнять работы в отношении следующих объектов: объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии);
в) СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
г) совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленное требование Заказчика в части наличия у участников закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и выписки из реестра членов саморегулируемой организации архитектурно-строительного проектирования, ограничивает участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, изучив заявки участников закупки, представленные на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что указанные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гранд Проект" необоснованной.
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела от 17.09.2021 N 50/06/36194эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 17 сентября 2021 г. N 50/06/36194эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021