Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ЗИОН" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Московской области "Централизованная бухгалтерия Московской области" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию помещений (зданий) ГКУ МО ЦБ МО (завершение работ) (извещение N 0848500002621000024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим Конкурсную документацию в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 24.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 34 226 588,84 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 22.09.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по критериям оценки, установленным Конкурсной документацией.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1) По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "ОПЫТ УЧАСТНИКА ПО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ, ОКАЗАНИЮ УСЛУГ СОПОСТАВИМОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕМА" (далее - "Опыт").
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе, следующее:
"Значимость показателя составляет 50%.
Коэффициент значимости критерия: 0,50.
Максимальная оценка по показателю 100 баллов.
Содержание: Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров) с учетом правопреемства (субподряда) заключенных за последние 2 года, предшествующие дате подачи заявки участником на участие в настоящей закупке (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях).
Под работами сопоставимого объема понимается выполнение работ по Оказание услуг по техническому обслуживанию помещений (зданий) со стоимостью одного Контракта не менее 100% от НМЦК.
Сведения о стоимости исполненных контрактов (договоров) подтверждаются:
1) Копиями контрактов (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, с учетом правопреемства (субподряда), содержащих сведения о стоимости выполненных работ, с учетом правопреемства (субподряда) при выполнении субподрядчиком более 80% объема Государственного контракта
2) Сведениями из реестра Государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, с указанием реестровых номеров и ссылок на контракты. Данные сведения заполняются по форме 1 (Приложение N 1) В случае предоставления договора субподряда, указывается запись об исполнении Генеральным подрядчиком с реквизитами Государственного контракта и реквизиты договора субподряда".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное положение показателя "Опыт" ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку установление в порядке оценки требования о том, что оценке подлежат заключенные контракты, заключенные за последние 2 года, предшествующие дате подачи заявки, стоимость которых составляет не менее 100% от начальной (максимальной) цены закупки, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Кроме того, что требование о подтверждении наличия опыта контрактов с учетом правопреемства (субподряда), содержащих сведения о стоимости выполненных работ, с учетом правопреемства (субподряда) при выполнении субподрядчиком более 80% объема Государственного контракта ограничивает количество участников закупки и не позволяет выявить лучшее условие об исполнении Контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что на Официальном сайте содержатся сведения о закупках, объектом которых является оказание услуг по техническому обслуживанию помещений (зданий), проводимых в соответствии с Федеральным законом N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к участникам закупки о предоставлении в составе заявки исполненных участником закупки контрактов на оказание услуг по техническому обслуживанию помещений (зданий) исключительно в рамках Закона о контрактной системе ограничивают количество участников закупки и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) предлагаемых для оказания услуг" (далее - "Трудовые ресурсы").
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Трудовые ресурсы" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено, в том числе, следующее:
"Значимость показателя составляет 50%.
Коэффициент значимости критерия: 0,50.
Максимальная оценка по показателю 100 баллов.
В рамках показателя оценивается наличие у участника закупки максимального количества задействованных сотрудников: руководителей и ключевых штатных специалистов, рабочих, трудовые функции которых (в соответствии с профессиональными стандартами и Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС)) предусматривают проведение работ по техническому обслуживанию инженерных систем(ы) зданий и сооружений, которые будут задействованы при исполнении контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса, и имеющих высшее и средне-специальное профессиональное (техническое) образование.
Сведения подтверждаются следующими документами:
- выписка из штатного расписания, копия трудовой книжки (все листы), трудового договора, или гражданско-правовые договора на выполнение работ/оказание услуг заключенные с привлеченными специалистами на весь срок исполнения контракта, копия документа о высшем, средне-специальном профессиональном (техническом) образовании.
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Порядок оценки:
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. Заявка участника с наибольшим количеством сотрудников оценивается максимальным количеством баллов с учетом коэффициента значимости (КЗ)".
При этом, в указанном порядке оценки по показателю "Трудовые ресурсы" отсутствует исчерпывающий перечень руководителей и ключевых штатных специалистов, рабочих, трудовые функции которых (в соответствии с профессиональными стандартами и Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС)) предусматривают проведение работ по техническому обслуживанию инженерных систем(ы) зданий и сооружений), а также соответствующих специальностей, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в порядке оценки по показателю "Трудовые ресурсы" не установлено предельное необходимое минимальное и максимальное значение оценки задействованных сотрудников, в связи с чем указанный порядок оценки может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р утвержден "Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Аукционный перечень).
Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены в том числе следующие виды работ: Проведение уборки подвалов и туннелей с инженерными коммуникациями от мусора, Проведение дератизации помещений, Проведение дезинфекции помещений, Техническое обслуживание измерительного комплекса учета ХВС, ГВС и отопления.
На заседании Комиссии установлено, что указанные работы относятся к кодам ОКПД2 81.21.10 "Услуги по общей уборке зданий", ОКПД2 81.29.11 "Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации" и ОКПД2 36.00.20.140 Услуги по техническому обслуживанию приборов учета расхода воды, которые включены в Аукционный перечень.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком вышеуказанных требований ограничивает количество участников закупки, не соответствует предмету Конкурса и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЗИОН" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 17.09.2021 N 50/06/36038/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 17 сентября 2021 г. N 50/06/36038/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2021