Сведения о проверке:
Проведена внеплановая проверка в соответствии со статьей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N44-ФЗ, Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
Основание - жалоба общества с ограниченной ответственностью "КРУСТ" (далее - ООО "КРУСТ", Общество, Заявитель) на действия Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная стоматологическая поликлиника" при проведении электронного аукциона.
Сведения о закупке N 0384200000421000027 (далее - Закупка), на которую поступила жалоба:
1) Извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) - 09.09.2021;
2) наименование объекта закупки - Поставка оборудования и материалов в рамках реализации мероприятий по обеспечению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в Ненецком автономном округе государственной программы "Доступная среда Ненецкого автономного округа";
3) начальная (максимальная) цена контракта - 151 000,00 Российский рубль;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
5) дата и время окончания подачи заявок - 17.09.2021 09:00;
6) дата проведения аукциона в электронной форме - 21.09.2021;
Срок проведения проверки: с 17 сентября 2021 года по 22 сентября 2021 года;
Дата рассмотрения материалов проверки - 22 сентября 2021 года.
Рассмотрение проведено Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее по тексту - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии:- Врио руководителя Управления, заместитель руководителя Управления; Члены Комиссии: - ведущий специалист-эксперт Управления; - специалист 1-го разряда Управления, в присутствии представителей Заказчика (по доверенности), в отсутствии представителей Заявителя (в надлежащем порядке уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения дела). При проведении проверки и рассмотрении материалов дела N083/06/106-36/2021 Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу поступила жалоба ООО "КРУСТ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная стоматологическая поликлиника" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования и материалов в рамках реализации мероприятий по обеспечению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в Ненецком автономном округе государственной программы "Доступная среда Ненецкого автономного округа" (извещение 0384200000421000027).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения Заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при описании объекта закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми, считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N083/06/106-36/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из положений ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Из доводов жалобы следует, что Заявитель не согласен с описанием объекта закупки, поскольку полагает, что технические характеристики свойственны исключительно одному производителю товара.
Как следует из документации открытого аукциона в электронной форме N 0384200000421000027 (далее - аукционная документация), описание объекта закупки предусмотрено разделом "ЧАСТЬ III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" аукционной документации, согласно которому установлены, основные характеристики позиции "Видеоувеличитель"(КТРУ 28.99.39.190-00000282).
Дополнительно в аукционной документации Заказчик указал, что обоснование дополнительных значений (характеристик) товара в соответствии с п. 5 и п. 6 "Правил использования каталога товаров, работ, услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г.
Заказчик устанавливает все дополнительные характеристики в целях соответствия требований ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно с целью соблюдения приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, так как описание объекта закупки, содержащееся в КТРУ, не может в полной мере удовлетворить потребность Заказчика.
Согласно пояснения Заказчика: все показатели товара сформированы исходя из потребностей заказчика и целей обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Установленные в аукционной документации требования являются значимыми для Заказчика и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения.
Как разъяснено в пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Предметом данного электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление объекта закупки.
Участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Наличие единственного производителя поставляемого товара не ведет к ограничению количества участников закупки, которые могли бы принять участие в аукционе на поставку данных товаров.
Таким образом, отсутствуют основания полагать, что наличие единственного производителя поставляемого товара не позволяют гарантировать существование конкурентной среды при осуществлении данной закупки.
Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.09.2021 N0384200000421000027-1, на участие в торгах подано две заявки, решением аукционной комиссии Заказчика обе заявки признаны соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Проанализировав положения аукционной документации в части описания объекта закупки, Комиссия Ненецкого УФАС России приходит к выводу об отсутствии ограничения количества участников закупки, при этом установленные требования обусловлены спецификой деятельности государственного заказчика, являющегося бюджетным медицинским учреждением, оказывающим высокотехнологичную медицинскую помощь.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, жалоба Заявителя признается необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КРУСТ" на действия Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная стоматологическая поликлиника" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку оборудования и материалов в рамках реализации мероприятий по обеспечению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в Ненецком автономном округе государственной программы "Доступная среда Ненецкого автономного округа" (извещение 0384200000421000027) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 22 сентября 2021 г. N 083/06/106-36/2021 (ключевые темы: участники закупок - аукционная документация - контрактная система в сфере закупок - государственные и муниципальные нужды - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2021