Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: А.Э. Дунакаев, временно исполняющий обязанности руководителя Чукотского УФАС России; члены Комиссии: А.А. Матафонова, главный специалист - эксперт Чукотского УФАС России, И.А.Райпаун, ведущий специалист - эксперт Чукотского УФАС России,
в отсутствии представителей Государственного казённого учреждения "Управление капитального строительства Чукотского автономного округа", представивших ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие,
в присутствии по видеосвязи представителя Общества с ограниченной ответственностью "Ирбис" в лице Казакова А.М. (доверенность N275 от 22.03.2021 года),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ирбис" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика Государственное казённое учреждение "Управление капитального строительства Чукотского автономного округа" (далее - Заказчик, Управление) при проведении электронного аукциона на "Выполнение работ по подготовке проектной документации, строительству и вводу в эксплуатацию объекта: "Начальная школа в с. Лорино", извещение N 0388200000621000032 (далее - Аукцион).
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 14.09.2021 года поступила жалоба от Заявителя.
Жалоба была подана в Чукотское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса Заявителя и Заказчика было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заявитель приводит следующие доводы жалобы:
1. Заказчик аукциона "нарушил нормы российского законодательства, искусственно укрупняя лоты. В аукцион по строительству школы включено:- поставка оборудования;- подготовка документации на инженерные изыскания;-строительство;"
По мнению Заявителя, это сделано для увеличения начальной (максимальной) цены муниципального контракта, соответственно увеличение обеспечения закупки, как итог отсутствие возможности принять участие не крупным хозяйствующим субъектам.
2. Заявитель считает, что "Заказчиком созданы специальные условия, для устранения потенциальных участников закупки. При этом утверждает в жалобе, что на территории Чукотского автономного округа практически нет компаний, которые имеют за последние 5 лет опыт исполнения работ по одному контракту, стоимость которого составляла бы не менее 40% от начальной (максимальной) цены контракта".
3. Заявитель считает, что "отсутствие в аукционной документации графика и стоимости выполнения строительно-монтажных работ, графика поставки оборудования, а также перечня этого оборудования - это грубое нарушение законодательства о закупках"
Общество указывает, что Заказчиком в ходе проведения аукциона нарушены пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки.
Из представленных материалов и информации, размещенной в Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС, официальный сайт) следует, что 02.09.2021 16:17 (МСК+9) на официальном сайте Заказчиком были размещены извещение и документация об электронном аукционе, извещение N 0388200000621000032, на Выполнение работ по подготовке проектной документации, строительству и вводу в эксплуатацию объекта: "Начальная школа в с. Лорино", с начальной (максимальной) ценой контракта 303 142 600,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 13.09.2021 10:00 (МСК+9)
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 13.09.2021
Дата проведения аукциона в электронной форме - 14.09.2021
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, Комиссия пришла к следующим выводам.
С заявленными доводами Заказчик не согласился, представил письменные возражения. И считает жалобу не обоснованной.
Согласно предоставленным пояснениям Заказчик даёт отсылки на поправки, внесенные Федеральным законом в части статьи 112 Закона о контрактной системе.
Так же из пояснений Заказчика, следует, что извещение и документация об электронном аукционе были размещены в ЕИС и на электронной площадке Сбербанк-АСТ на основании Распоряжения Правительства Чукотского автономного округа от 12.07.2021 N 292-рп "О внесении изменения в Распоряжение Правительства Чукотского автономного округа от 25.12.2020 N 560-рп в "Перечень объектов капитального строительства, предметом государственных контрактов которых является одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации таких объектов" "Начальная школа в с. Лорино".
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.06.2020 года N 921 введены новые правила для предъявления дополнительных требований к участникам закупок в сфере строительства, по которому можно предъявлять дополнительные требования, если предмет контракта - проектирование и инженерные изыскания. По процедурам, извещения по которым опубликованы после 09.07.2020 года можно учитывать в качестве опыта исполнение аналогичных контрактов за последние пять лет.
Комиссия Чукотского УФАС, изучив представленные материалы и документацию, а также сведения из ЕИС, приходит к выводам:
1. Рассматривая вопрос укрупнения закупки, как барьера для потенциальных участников закупки на выполнение работ по подготовке проектной документации, строительству и вводу в эксплуатацию объекта: "Начальная школа в с. Лорино", Комиссия установила следующее.
Согласно части 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с частью 55 статьи 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 Закона о контрактной системе.
Согласно части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном частью 55 настоящей статьи, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 57 статьи 112 Закона о контрактной системе в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 настоящей статьи контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
Исходя из части 58 статьи 112 Закона о контрактной системе в целях заключения контракта, указанного в части 56 настоящей статьи, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения аукциона в электронной форме или открытого конкурса в электронной форме.
Таким образом, объединение в один лот работ по составлению проектно-сметной документации и непосредственно выполнение работ по предмету закупки не противоречит требованиям действующего законодательства.
Довод Заявителя в части укрупнения, признан необоснованным.
2. Относительно довода Заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации неправильно установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии Постановлением Правительства N 99 от 04.02.2015 г., Комиссия Чукотского УФАС России отмечает следующее.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 указанной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 вышеуказанной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Такие дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Комиссией Чукотского УФАС России установлено, что объектом закупки являются Выполнение работ по подготовке проектной документации, строительству и вводу в эксплуатацию объекта: "Начальная школа в с. Лорино"
Согласно извещению и документации электронного аукциона, Заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 Постановления N 99.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 Постановления N 99 требования устанавливаются к выполнению работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, участник должен в составе заявки предоставить документы подтверждающие:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей.
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, Заказчиком к участникам закупки установлены дополнительные требования, предусмотренные Постановлением N 99, в связи с чем, Комиссией Чукотского УФАС России не усматривается в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, указанный довод жалобы так же признаётся необоснованным.
3. По третьему доводу, Комиссия Чукотского УФАС, установила.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).
Методика разработана в целях установления единых правил составления заказчиками графика выполнения строительно-монтажных работ, графика оплаты выполненных по контракту работ при закупке соответствующих работ в соответствии с Законом о контрактной системе
Так, пунктом 1.2 Методики предусмотрено, что график выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - объект) (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
Согласно пунктам 2.3. - 2.9.5 Методики график выполнения работ должен содержать следующие заголовки граф:
2.3.1. порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
2.3.2. наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
2.3.3. сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
2.3.4. физический объем работ;
2.3.5. сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии).
2.4. Колонка "наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ" должна содержать наименование этапов выполнения контракта, комплексов работ (часть выполняемого подрядчиком от общего объема работ по контракту, содержащего технологически связанные виды работ), видов работ, частей работ отдельного вида работ на основании предусмотренных утвержденной проектной документацией. При этом необходимость указания в графике выполнения работ этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ определяется заказчиком, в том числе исходя из сложности объекта и условий контракта.
2.5. Колонка "сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ" должна содержать указание на даты начала и окончания выполнения работ по этапам выполнения контракта и (или) комплексам работ и (или) видам работ и (или) частям работ отдельного вида работ, либо период выполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ, исчисляемый со дня наступления определенного события. Срок выполнения работ должен устанавливаться исходя из соблюдения строгой технологической последовательности работ. В качестве единицы времени в графике могут быть приняты день, неделя, месяц.
2.6. Колонка "физический объем работ" должна содержать указание на определяемые заказчиком самостоятельно на основании предусмотренных утвержденной проектной документацией единицы измерения подлежащих выполнению этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ и количество таких единиц.
2.7. Колонка "сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика" должна содержать сроки, не позднее которых заказчиком в соответствии с условиями контракта осуществляется передача подрядчику материалов, технологического оборудования, необходимых для выполнения определенного этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ. Колонка заполняется заказчиком при необходимости.
2.8. Степень детализации и количество этапов выполнения контракта, комплексов работ, видов работ, частей работ отдельного вида работ по строительству, реконструкции объекта определяется заказчиком исходя из архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, в зависимости от условий контракта и специфических особенностей объекта закупки, а также приемки выполненных работ. Каждый этап выполнения контракта, комплекс работ, вид работ, часть работ отдельного вида работ должны быть обособлены в отдельные затраты в сметной документации (иметь определенную в сметной документации стоимость).
Согласно пункту 2.9 Методики, дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта, в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:
2.9.1. подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;
2.9.2. передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;
2.9.3. передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;
2.9.4. подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;
2.9.5. подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
Комиссией установлено, что обязательным приложением к проекту контракта документации об Аукционе является "Календарный график выполнения строительно-монтажных работ". При этом в графике выполнения строительно-монтажных работ не учтены требования Методики, что не позволяет участникам закупки определить порядок выполнения и оплаты строительно-монтажных работ.
Комиссия приходит к выводу, что данный довод является обоснованным.
Таким образом, Заказчик, утвердив аукционную документацию без соблюдения требований Методики, нарушил часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки, на участие в электронном аукционе от 16.09.2021 N0388200000621000032-1, подана 1 (одна) заявка с идентификационным номером: 203. По результатам рассмотрения единственной заявки и документов участника аукциона в электронной форме, направленных оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе, комиссией Заказчика принято решение о несоответствии участника требованиям, установленным части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
В связи с тем, что аукцион признан несостоявшимся, предписание об устранении нарушений, не выдавать.
Руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 частью 8 статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ирбис" на действия заказчика Государственное казённое учреждение "Управление капитального строительства Чукотского автономного округа" при проведении электронного аукциона на "Выполнение работ по подготовке проектной документации, строительству и вводу в эксплуатацию объекта: "Начальная школа в с. Лорино", извещение N 0388200000621000032 - обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в связи с тем, что закупка признана несостоявшейся.
4. Передать материалы дела должностному лицу управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии _________________________ А.Э. Дунакаев
Члены Комиссии _________________________ И.А. Райпаун
_________________________ А.А. Матафонова
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 21 сентября 2021 г. N 087/06/106-171/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.09.2021