На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение
Зуева М.А. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку ежедневников для нужд центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100013121000025) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе в допуске к участию в Аукционе заявок участников закупки с идентификационными номерами "14", "83", "103", "145".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.08.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 768 478 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 13.08.2021;
6) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки, 2 из которых допущены к участию в Аукционе;
7) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 14.09.2021;
8) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
9) дата проведения Аукциона - 15.09.2021;
10) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник закупки;
11) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения вторых частей заявок одна заявка признана соответствующей требованиям Аукционной документации и Закону о контрактной системе;
12) победителем Аукциона признано ООО "Кодекс" с предложением о цене контракта в размере 764 630 рублей.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение об отказе в допуске к участию в Аукционе заявок участников закупки с идентификационными номерами "14", "83", "103", "145".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.09.2021 N 0173100013121000025-1 (далее - Протокол) участникам закупки с идентификационными номерами "14", "83", "103", "145" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с не предоставлением информации о конкретных показателях товара, а именно не указан конкретный показатель материала обложки ежедневников.
Пунктом 23 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе "конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная подпунктом "в", включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Комиссией установлено, что в техническом задании документации об Аукционе к товарам "Ежедневник", "Планинг" установлены в том числе следующие показатели: "Материал обложки ежедневника должен быть изготовлен из высококачественного кожзаменителя (кожи)", "Планинг датированный на 2022 год с закрытой спиралью должен иметь размер 300 мм (+/-10 мм) х 120 мм (+/-10 мм)".
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе документации об Аукционе (далее - Инструкция) предоставляемые участником Аукциона сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должен", "не должен", "должна", "не должна", "должны", "не должны", "не должен быть", "не должна быть", "не должны быть", "должна быть возможность", "не должны", "либо" то есть должны быть конкретными.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в Инструкции отсутствует положение о порядке указания в составе первой части заявки участника закупки показателей, сопровождающихся символами "+/-", "()".
Из положений Инструкции и технического задания документации об Аукционе не следует, что при указании показателей "Материал обложки ежедневника должен быть изготовлен из высококачественного кожзаменителя (кожи)", "Планинг датированный на 2022 год с закрытой спиралью должен иметь размер 300 мм (+/-10 мм) х 120 мм (+/-10 мм)" в составе первой части заявки необходимо приводить только одно из значений или диапазонов значений, указанных с использованием данных символов.
Поскольку из положений Инструкции не представляется возможным определить порядок указания в первой части заявки конкретных показателей характеристик поставляемого товара участниками закупки с порядковыми номерами "14", "83", "103", "145" в составе заявок представлены характеристики товара в том виде, в котором они отражены в техническом задании документации об Аукционе.
Кроме того, ввиду отсутствия надлежащей Инструкции по заполнению заявок участниками закупки не представляется возможным определить правильность указания участниками закупок при формировании предложения в отношении объекта закупки конкретных показателей товаров, что, по мнению Комиссии, вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкции не позволяют однозначным образом определить порядок заполнения сведений в отношении указанных показателей и заполнить заявку, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссией установлено, что недопущенные Аукционной комиссией к участию в Аукционе заявки участников закупки с идентификационными номерами "14", "83", "103", "145" содержали конкретные показатели характеристик поставляемого товара, соответствующие требованиям документации об Аукционе, что привело к ограничению количества участников Аукциона и является нарушением части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н (далее - Приложение к Приказу N 126н).
На заседании Комиссии установлено, что поставляемые товары входят в Приложение к Приказу N 126н, а именно "Блокноты, записные книжки и книги для записей" (номер позиции Приложения 17.23.13.191).
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Аукционная документация не содержит условие допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказом N 126н.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии), описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является поставка ежедневников для нужд Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Комиссией установлено, что техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие характеристики товара "Ежедневник": "Материал обложки ежедневника должен быть изготовлен из высококачественного кожзаменителя (кожи)", "Периметр обложки должен быть прошит ниткой в цвет материала на расстоянии не менее 2 мм от края", "Бумага на форзац должна быть офсетная не менее 120 г/м2, с запечаткой, на оборот форзаца наносится запечатка 4+4 (CMYK+пантоны)", "Все нанесения должны быть произведены методом блинтового плоскоуглубленного тиснения", "Ежедневник должен содержать графическое изображение QR-кода", к товару "Планинг": "Материал обложки планинга должен быть изготовлен из высококачественного кожзаменителя (кожи)", "Периметр обложки должен быть прошит ниткой в цвет материала на расстоянии не менее 2 мм от края", "Обложка должна быть цельнокройной с мягким корешком", "Количество полос не менее 110", "Все нанесения должны быть произведены методом блинтового плоскоуглубленного тиснения", "Ежедневник должен содержать графическое изображение QR-кода", а также ряд иных требований к функциональным, техническим характеристикам.
Комиссией установлено, что Каталог содержит позиции "Ежедневник" (номер позиции каталога 17.23.13.191-00000003), дата обязательного применения - с 01.08.2019, "Планинг" (номер позиции каталога 17.23.13.191-00000007), дата обязательного применения - с 01.08.2019.
При этом описание товара в Каталоге позиций 17.23.13.191-00000003 и 17.23.13.191-00000007 не содержит характеристики, указанные в техническом задании документации об Аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе не содержится обоснование установления дополнительных характеристик товара, не предусмотренных Каталогом.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего характеристики товаров, не предусмотренных позициями Каталога, не соответствуют пункту 5, 6 Правил и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 14, пункта 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 23.09.2021 по делу N П-125/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 сентября 2021 г. N П-125/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021