Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам молодежи агентства (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федерального агентства по делам молодежи агентства (далее - Аукционная комиссия), АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку офисной мебели для обеспечения государственных нужд Федерального агентства по делам молодежи (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100003521000097) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее -Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку установлены требования к поставляемым товарам, не являющиеся функциональными, техническими или качественными характеристиками товаров, а также неправомерно установлены характеристики товаров, не предусмотренные позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ);
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в техническом задании документации об Аукционе установлены неконкретные характеристики товаров;
3. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.08.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 30 503 333, 30 рубля;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК -09101130240890019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.09.2021.
1. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку установлены требования к поставляемым товарам, не являющиеся функциональными, техническими или качественными характеристиками товаров, а также неправомерно установлены характеристики товаров, не предусмотренные позициями КТРУ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе КТРУ, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена, например, поставка товаров "Кресло тип 1", "Кресло тип 2", "Кресло тип 3", характеристики которых предусмотрены позицией КТРУ 31.01.12.160-00000006 "Кресло офисное".
Применение КТРУ для вышеуказанного товара обязательно с 22.07.2021.
Согласно позиции КТРУ 31.01.12.160-00000006 обязательными характеристиками товара "Кресло офисное" являются "Вид материала обивки сидения", "Тип каркаса" и др.
Вместе с тем для товаров "Кресло тип 1", "Кресло тип 2", "Кресло тип 3" Заказчиком не установлены указанные обязательные характеристики (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
При этом согласно положениям технического задания документации об Аукционе характеристиками товара "Кресло тип 1", "Кресло тип 2", "Кресло тип 3" являются: "Основание каркаса", "Наполнитель сиденья, спинки и подушек", "Плотность ткани" и др.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что указанные характеристики товаров "Кресло тип 1", "Кресло тип 2", "Кресло тип 3" отсутствуют в соответствующих позициях КТРУ (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Кроме того, представители Заказчика не представили сведений, подтверждающих необходимость неприменения позиций КТРУ, а также обоснования установления дополнительных характеристик товаров, не предусмотренных позицией КТРУ.
При этом в документации об Аукционе не содержится указанного обоснования.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно не применены позиции КТРУ к характеристикам товаров, поставка которых предусмотрена в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам проведения Аукциона, а также не размещено обоснование установления дополнительных характеристик товаров, не предусмотренных позициями КТРУ.
Кроме того, наименования товаров, указанные в техническом задании документации об Аукционе, не соответствуют наименованиям товаров, указанным в КТРУ.
На заседании Комиссии представители Заказчика не представили сведений, подтверждающих необходимость установления характеристик товаров, не предусмотренных соответствующими позициями КТРУ, а также сведений, подтверждающих наличие в документации об Аукционе и размещения в ЕИС, обоснования установления таких характеристик товаров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно не применены позиции КТРУ при описании товаров, поставка которых предусмотрена в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам проведения Аукциона, а также не размещено обоснование установления дополнительных характеристик товаров, не предусмотренных позициями КТРУ.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку в техническом задании документации об Аукционе установлены неконкретные характеристики товаров.
Пунктами 4, 34 технического задания документации об Аукционе установлены требования к товарам "Штабелируемое кресло", "Акустическая кабина".
Кроме того, в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе к товарам "Штабелируемое кресло", "Акустическая кабина" установлены характеристики "ткани/сетки", "светло-серый или темно-серый" соответственно (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что установление требований к вышеуказанным товарам обусловлено потребностью Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
Вместе с тем представитель Заявителя не представил сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена Инструкция.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Техническим заданием документации об Аукционе установлено в том числе следующее требование к товару "Кресло тип 2" (далее - Товар), "габаритные размеры не менее 810х810х780".
На заседании Комиссии установлено, что в Инструкции отсутствует порядок заполнения заявки на участие в Аукционе при наличии описании характеристик поставляемых товаров символа "не менее_х_х_" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Комиссия приходит к выводу о том, что требования технического задания документации об Аукционе к характеристикам Товара и положения Инструкции не позволяют однозначным образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Кроме того, техническим заданием документации об Аукционе установлено в том числе следующее требование к товару "Кресло тип 1" - "устойчивость к истиранию - Не менее 100 000 циклов" (в настоящем решении содержатся примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, сведений химического и компонентного состава товаров, а также сведений в отношении маркировки товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров, маркировке товаров.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены показатели, в связи с чем не представляется возможным определить какие характеристики должны быть представлены участником закупки в заявке на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом в связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы Заявителя определение поставщика по Аукциону отменено, Комиссией предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдается.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикал-Сервис" обоснованной в части пунктов 1, 3 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что определение поставщика по Аукциону отменено, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 23.09.2021 N 28/06/105-714/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 сентября 2021 г. N 28/06/105-714/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021