Резолютивная часть решения оглашена 23 сентября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 сентября 2021 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: ..., Членов Комиссии: ...,
представителя Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" - ...,
представители ИП Меньшикова Р.А. на рассмотрение дела не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла км 49+650 - км 53+580, км 53+592 - км 56+200, км 56+214 - км 79+838 в Сорочинском городском округе Оренбургской области с последующим содержанием участков автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла км 49+650 - км 53+580, км 53+592 - км 56+200, км 56+214 - км 79+838 в Сорочинском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006787),
УСТАНОВИЛА:
16.09.2021 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. (далее - Заявитель) на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла км 49+650 - км 53+580, км 53+592 - км 56+200, км 56+214 - км 79+838 в Сорочинском городском округе Оренбургской области с последующим содержанием участков автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла км 49+650 - км 53+580, км 53+592 - км 56+200, км 56+214 - км 79+838 в Сорочинском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006787) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из содержания жалобы следует, что Заказчиком нарушены положения постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" относительно критерия оценки "квалификация участников закупки".
Заказчик в письменных пояснениях просил признать жалобу необоснованной, полагает, что установленные в конкурсной документации критерии оценки соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а также требованиям Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.
26.08.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация на выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла км 49+650 - км 53+580, км 53+592 - км 56+200, км 56+214 - км 79+838 в Сорочинском городском округе Оренбургской области с последующим содержанием участков автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла км 49+650 - км 53+580, км 53+592 - км 56+200, км 56+214 - км 79+838 в Сорочинском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006787).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 951 320 491,16 рублей.
Конкурсная документация утверждена Заказчиком.
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
Частью 1 статьи 54.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничения доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявки определен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" (далее - Постановление N 1085).
Пунктом 2 Правил Постановления N 1085 установлено, что настоящие правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 27 (2) Постановления N 1085 в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно пункту 27 (3) Постановления N 1085 для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27 (2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
линейные объекты капитального строительства;
особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению N 1085 в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16 1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27.2 настоящих Правил.
В соответствии с п. 27.3 Постановления N 1085 для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27 2 настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров): контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме предметом закупки является: выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла км 49+650 - км 53+580, км 53+592 - км 56+200, км 56+214 - км 79+838 в Сорочинском городском округе Оренбургской области с последующим содержанием участков автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла км 49+650 - км 53+580, км 53+592 - км 56+200, км 56+214 - км 79+838 в Сорочинском городском округе Оренбургской области.
Аукционной документации установлено:
"Порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Значимость критерия: 40%.
Коэффициент значимости критерия: 0,40.
Показателем, раскрывающим содержание критерия оценки установлен показатель: "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)"
По данному показателю оценивается общая стоимость (в рублях) исполненных в период с 01.01.2016 г. до даты окончания приема заявок по данной закупке контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Комиссией Оренбургского УФАС России принято во внимание, что Заявителем не представлено ни одного исполненного контракта, который не может быть принят конкурсной комиссией к оценке по причине наличия в документации оспариваемого требования. Из изложенного следует, что Комиссия Оренбургского УФАС России не может заключить, что права ИП Меньшикова Р.А. нарушены действиями Заказчика, утвердившего установленный порядок оценки заявок.
Также Комиссия Оренбургского УФАС России отмечает, что вне зависимости от наличия у участника закупки опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема, а также документов, подтверждающих наличие такого опыта и соответствующих конкурсной документации, такой участник сможет подать заявку на участие в открытом конкурсе и его заявка будет рассмотрена и оценена конкурсной комиссией.
Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 г. N 307-ЭС 19-21226 по делу N А44-6018/2018 "основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки".
Установление Заказчиком критериев оценки не является обязательным условием для участия в проведении процедуры закупки, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающий конкретный критерий.
Доводов и доказательств, свидетельствующих об обоснованности изложенных в жалобе требований, Заявителем, вопреки положениям ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
Кроме того, Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, уточняющих вопросов задать не представилось возможным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла км 49+650 - км 53+580, км 53+592 - км 56+200, км 56+214 - км 79+838 в Сорочинском городском округе Оренбургской области с последующим содержанием участков автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла км 49+650 - км 53+580, км 53+592 - км 56+200, км 56+214 - км 79+838 в Сорочинском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000321006787) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
_
|
Члены комиссии: |
_
|
|
_ |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 22 июля 2021 г. N 056/06/34-1033/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021