Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N92, в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения внеплановой проверки по жалобе индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (далее - ИП Меньшиков Р.А.) б/д б/н (вх. от 22.09.2021 N4835-э) на действия заказчика - муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа" города Вуктыла (далее - МБУ ДО "ДХШ" г. Вуктыла) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт здания МБУ ДО "Детская художественная школа" г. Вуктыла, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д. 2 "А" (А1)", извещение N0107300003321000125 (далее - электронный аукцион, закупка, обращение),
УСТАНОВИЛА:
1. Жалоба ИП Меньшикова Р.А., указывающая на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части утверждения документации об электронном аукционе N0107300003321000125, поступила в Коми УФАС России 22.09.2021 по электронной почте.
Регистрация жалобы была осуществлена антимонопольным органом 22.09.2021, присвоен входящий номер 4835-э.
Главой 6 Закона о контрактной системе предусмотрены требования к содержанию жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, в контрольный орган в сфере закупок.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации).
В жалобе ИП Меньшиковым Р.А. указано, что заказчиком является Финансовое управление администрации городского округа "Вуктыл" (далее - Финансовое управления администрации ГО "Вуктыл"). Предметом жалобы является документация об электронном аукционе, которая утверждается заказчиком, следовательно, обжалуются действия заказчика.
Однако, согласно сведениям официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), заказчиком указанной выше закупки является МБУ ДО "ДХШ" г. Вуктыла.
Таким образом, ИП Меньшиков Р.А. в жалобе допустил неверное указание наименования заказчика как лица, чьи действия в данном случае обжалуются, следовательно, жалоба не содержит информации, предусмотренной пунктом 1 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей.
Таким образом, на основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе, Коми УФАС России возвратило жалобу ИП Меньшикова Р.А. и решило провести внеплановую проверку оспариваемых действий заказчика.
2. ИП Меньшиков Р.А., МБУ ДО "ДХШ" г. Вуктыла, уполномоченный орган - Финансовое управление администрации ГО "Вуктыл", акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор) надлежащим образом о времени и месте проведения внеплановой проверки извещены посредством электронной почты.
МБУ ДО "ДХШ" г. Вуктыла в письме от 25.09.2021 N263 (вх. от 28.09.2021 N4936-э) просило провести внеплановую проверку в отсутствие своего представителя, а также представило возражения на доводы заявителя.
Финансовое управление администрации ГО "Вуктыл" в письме от 28.09.2021 N147 (вх. от 28.09.2021 N4918-э) также просило провести внеплановую проверку в отсутствие своего представителя и представило возражения на доводы заявителя.
С учетом законодательно установленных сроков проведения внеплановой проверки отсутствие ИП Меньшикова Р.А. и (или) его представителя, представителей МБУ ДО "ДХШ" г. Вуктыла, Финансового управления администрации ГО "Вуктыл", оператора не препятствует проведению внеплановой проверки.
В своей жалобе ИП Меньшиков Р.А. указывает, что заказчиком в документации об электронном аукционе в нарушение требований действующего законодательства не установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО в сфере капитального ремонта).
По мнению заявителя, объектом закупки являются работы по капитальному ремонту объекта, в связи с чем для выполнения указанных работ участник в силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) должен быть членом СРО в сфере капитального ремонта.
Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки, анализа представленных материалов, установила следующее.
2.1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось МБУ ДО "ДХШ" г. Вуктыла, уполномоченным органом - Финансовое управление администрации ГО "Вуктыл".
Объект закупки: "Капитальный ремонт здания МБУ ДО "Детская художественная школа" г. Вуктыла, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д. 2 "А" (А1)".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 071 354,53 руб.
Источник финансирования закупки: средства муниципального образования городского округа "Вуктыл", в том числе в рамках софинансирования, поступившие из федерального бюджета Российской Федерации (КБК 023А155191); республиканского бюджета Республики Коми (КБК 023А155191); бюджета МО ГО "Вуктыл" (КБК 023А155191) в целях достижения результатов регионального проекта "Культурная среда", обеспечивающего достижения целей, показателей и результатов федерального проекта "Культурная среда", подпрограммы "Доступность объектов сферы культуры, культурных и исторических ценностей государственной программы Республики Коми "Развитие культуры и туризма".
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе (далее - аукционная документация) размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) 15.09.2021.
Закупка проведена в рамках национального проекта "Культура".
2.2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
По частям 3-5 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 21 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) требования к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, не установлены.
В пункте 22 Информационной карты в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2.4 Приложения N1 постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99) заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
3. Заказчиком - МБУ ДО "ДХШ" г. Вуктыла в письменных пояснениях от 25.09.2021 N263 (вх. от 28.09.2021 N4936-э) относительно неустановления в извещении о проведении электронного аукционе и в документации об электронном аукционе требования к участникам закупки о наличии членства в СРО в сфере капитального ремонта указано следующее.
Название объекта закупки "Капитальный ремонт здания МБУ ДО "Детская художественная школа" г. Вуктыла, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д. 2 "А" (А1)" выбрано в связи с тем, что выполнение работ, определенных в документации об аукционе, является одним из этапов реализации проекта "Капитальный ремонт здания МБУ ДО "Детская художественная школа" г. Вуктыл".
Несмотря на наименование объекта закупки, виды работ, предусмотренные в локальных сметах, являющихся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, не относятся к капитальному ремонту объекта капитального строительства (здания).
В силу пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о ремонте зданий социального назначения (далее - Положение), утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - Приказ N312), капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Как указывает заказчик, в связи с тем, что Техническим заданием аукциона не предусмотрено выполнение работ, определенных в пункте 14.2 статьи 1 ГрК РФ, а также пунктом 5.1 Положения, работы по данной закупке нельзя отнести к капитальному ремонту объекта капитального строительства, следовательно, требование к участникам о наличии членства в СРО в сфере строительства не требуется.
Уполномоченный орган в письме от 28.09.2021 N147 (вх. от 28.09.2021 N4918-э) приводит доводы аналогичные доводам заказчика.
3.1. Объектом закупки является "Капитальный ремонт здания МБУ ДО "Детская художественная школа" г. Вуктыла, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Вуктыл, ул. Комсомольская, д. 2 "А" (А1)".
В составе документации об электронном аукционе в ЕИС размещены:
- локальная смета N4 на 1 этаж. Двери в тамбурах, стены, потолки покраска;
- локальная смета N6 на 1 этаж. Демонтажные работы, полы, потолки Армстронг;
- локальная смета N15 на санузлы 1 и 2 этажей.
Виды работ, указанные в локальных сметах: окраска, очистка, установка блоков ПВХ, разборка покрытий полов, разборка облицовки стен и т.д, не относятся к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В ходе выполнения данных видов работ не осуществляется замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, или замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Заявителем в жалобе не указано, какие именно виды работ он относит к капитальному ремонту объекта капитального строительства, не представлено нормативно-правового обоснования такой позиции.
В приложении N7 "Перечень основных видов работ по текущему ремонту зданий и объектов" к Приказу N312 к работам по текущему ремонту стен отнесены в том числе:
- заделка трещин, расшивка швов, восстановление облицовки и перекладка отдельных участков кирпичных стен площадью до 2 м2.
- герметизация стыков элементов полносборных зданий и заделка выбоин и трещин на поверхности блоков и панелей.
- смена отдельных венцов, элементов каркаса, укрепление, утепление, конопатка пазов, смена участков обшивки деревянных стен.
- утепление промерзающих участков стен в отдельных помещениях.
К текущему ремонту оконных и дверных заполнений отнесены:
- Смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.).
- Постановка доводчиков, пружин, упоров и пр.
- Смена оконных и дверных приборов.
- Замена разбитых стекол, стеклоблоков.
- Врезка форточек.
К текущему ремонту полов отнесены:
- Замена отдельных участков покрытия полов.
- Замена (устройство) гидроизоляции полов в отдельных санитарных узлах с полной сменой покрытия.
- Заделка выбоин, трещин в цементных, бетонных, асфальтовых полах и основаниях под полы.
- Сплачивание дощатых полов.
Также к текущему ремонту отнесена внутренняя отделка.
При таких обстоятельствах, Комиссия Коми УФАС России не находит достаточно обоснованным довод о том, что работы, определенные Техническим заданием документации об электронном аукционе, относятся к работам по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Следовательно, в связи с тем, что работы, определенные Техническим заданием, не относятся к капитальному ремонту объекта капитального строительства - отсутствие в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе требования к участникам о наличии членства в СРО в сфере капитального ремонта правомерно, заказчиком требования ГрК РФ, Закона о контрактной системе соблюдены.
4. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Коми УФАС России также установлено следующее.
Заказчиком в разделе "Преимущества и требования к участникам" извещения о проведении аукциона, в пункте 22 Информационной карты установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2.4 Приложения N1 Постановления N99 для выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Как установлено в ходе проведения внеплановой проверки закупки (п. 3.1 данного решения), работы, определенные в Техническом задании, по аукциону N0107300003321000125 не относятся к капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Дополнительные требования, определенные в пункте 2.4 Приложения N1 Постановления N99, установленные заказчиком в пункте 22 Информационной карты, применяются при выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, что не является предметом закупки.
Следовательно, заказчиком - МБУ ДО "ДХШ" г. Вуктыла допущено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в части включения в документацию об электронном аукционе дополнительных требований к участникам аукциона согласно пункту 2.4 Приложения N1 Постановления N99 для выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, в то время как работы, предусмотренные документацией об электронном аукционе, в силу действующего законодательства к капитальному ремонту объекта капитального строительства не относились.
Согласно протоколу о признании электронного аукциона несостоявшимся от 23.09.2021 N0107300003321000125-1, на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки на участие. Закупка признана несостоявшейся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки признать действие заказчика - МБУ ДО "ДХШ" г. Вуктыла в части включения в документацию об электронном аукционе дополнительных требований к участникам аукциона согласно пункту 2.4 Приложения N1 Постановления N99 для выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, в то время как указанные требования в силу действующего не могут быть установлены, так как работы, предусмотренные документацией об электронном аукционе, к капитальному ремонту объекта капитального строительства не относятся, противоречащим части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. С учетом стадии закупки, признания её несостоявшейся в связи с тем, что не было подано ни одной заявки на участие в аукционе, предписание об устранении допущенного заказчиком нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов внеплановой проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица, допустившего установленное нарушение Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 29 сентября 2021 г. N 011/06/99-729/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2021