Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городской консультативно-диагностический центр N 1" (далее - Заказчик):,
ЧРО ОООИ "Всероссийское общество глухих" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 29749-ЭП/21 от 20.09.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинской одежды для нужд учреждения на 2021-2022 года (извещение N 0372200186921000185) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 03.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200186921000185. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 484 002, 40 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационноvй системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно сведениям протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.09.2021 N 0372200186921000185-1 первой части заявки Заявителя отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"Заявка N 230 признана не соответствующей требованиям и не допущена до участия в электронном аукционе, на основании пунктов 1 и 2 части 4 статьи 67 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г за несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, а также пп.2. п.3.1.3. раздела 3 Аукционной документации, а также непредставление информации, а именно:
Первая часть заявки участника должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Предложение участника не должно содержать слов и знаков: "или эквивалент", "должен" (и его производные), "должен быть" (и его производные), "предусмотрено" (и его производные), "может быть", "могут быть", "возможно" (и его производные), "+/-", "/", " ", "-","
", " >"," <", "обычно", "дополнена", "может", "например", "как правило", "допускается", "необходимый" (и его производные), "требуемый" (и его производные), "необходим" (и его производные). Не допускается использование участником формулировок и знаков "не более", "не менее", "более", "менее", "больше", "меньше", "свыше", "не ниже", "не выше", "выше", "ниже", "превышает", "превышать", "не превышает", "не превышать", "минимум", "не короче", "+/-", "/", "
", "-","
", " >"," <", "не длиннее", "не хуже", "не уже", "не шире", "не ранее", "больше или равно", "меньше или равно", а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требования, указанным в приложении Части III "Техническое задание" документации о закупке.
Участником по позиции N 6 при описании характеристик предлагаемого к поставке халата допущено использование формулировок со словом "может" (его производного), что не позволяет признать представленный показатель соответствующим аукционной документации.
Участник по позиции N 6 исключил неизменный показатель "СМС, СММС - не являются эквивалентом данного материала", следовательно, информация по данному показателю не предоставлена".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены в Приложении N 1 к Техническому заданию аукционной документации "Спецификация (Наименование, технические характеристики, количество Товара)".
В отношении товарной позиции N 6 "Халат операционный, одноразового использования 14.12.30.190-00000005" Заказчиком установлено требование в отношении характеристик товара:
"Внутренний и наружные слои должны быть изготовлены из нетканого полимерного гидрофобного биоинертного паро - и воздухопроницаемого нетканого материала, внутренний слой - полимерная мембрана для обеспечения защиты от проникновения жидкостей и паро -воздухопроницаемости. Слои между собой должны быть соединены клеевым способом и могут разделяться - для возможности контроля (СМС, СММС - не являются эквивалентом данного материала)".
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Анализ формулировки вышеуказанного требования показал, что порядок предоставления сведений в отношении спорной товарной позиции инструкцией по заполнению первой части заявки не регламентирован.
Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, содержащейся в подпункте 3.1.3 части I информационной карты документации, предусмотрены следующие указания относительно порядка предоставления сведений:
"Предложение участника не должно содержать слов и знаков: "или эквивалент", "должен" (и его производные), "должен быть" (и его производные), "предусмотрено" (и его производные), "может быть", "могут быть", "возможно" (и его производные), "+/-", "/", " ", "-","
", " >"," <", "обычно", "дополнена", "может", "например", "как правило", "допускается", "необходимый" (и его производные), "требуемый" (и его производные), "необходим" (и его производные). Не допускается использование участником формулировок и знаков "не более", "не менее", "более", "менее", "больше", "меньше", "свыше", "не ниже", "не выше", "выше", "ниже", "превышает", "превышать", "не превышает", "не превышать", "минимум", "не короче", "+/-", "/", "
", "-","
", " >"," <", "не длиннее", "не хуже", "не уже", "не шире", "не ранее", "больше или равно", "меньше или равно", а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требования, указанным в приложении Части III "Техническое задание" документации о закупке".
На заседании Комиссии УФАС установлено, что инструкция по заполнению первой части заявки не содержит порядка предоставления сведений в отношении спорной товарной позиции, в связи с чем указанное требование может трактоваться субъективно.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что в отношении спорной товарной позиции участником представлены, в том числе, следующие сведения: "Слои между собой соединены клеевым способом и могут разделяться - для возможности контроля (не СМС, не СММС)".
Таким образом, представленное значение показателя в полной мере удовлетворяет потребности Заказчика и соответствует требованиям, установленным в аукционной документации.
Целью отклонения заявки участника аукциона должно являться, прежде всего, несоответствие изложенного в ней предложения действительным потребностям Заказчика. Соответственно, описание объекта закупки, с учетом инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, должно восприниматься именно с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика, а не с позиций его исключительно лингвистического толкования.
Таким образом, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали достаточные основания для принятия решения об отказе участнику в допуске к участию в электронном аукционе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной, а в действиях аукционной комиссии Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЧРО ОООИ "Всероссийское общество глухих" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 сентября 2021 г. N 44-4463/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2021