На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N1576 от 01.10.2020 г.), приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР "О проведении внеплановых проверок", Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Республиканского государственного казенного учреждения "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" (далее - заказчик), Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее - уполномоченный орган) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0179200001921000467 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Черкесск - Исправная - Сторожевая на км 15+500-17+600, 19+000-20+400" с начальной (максимальной) ценой государственного контракта 51 757 400, 00 рублей (далее - конкурс, закупка),
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила информация от общества с ограниченной ответственностью "Весна" (далее - заявитель, ООО "Весна") о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях заказчика при проведении закупки.
На основании п.2 ч.15 ст.99, ч.26 ст.99 Закона о контрактной системе для всесторонней проверки, Карачаево-Черкесским УФАС истребованы необходимые документы и сведения от заказчика.
Рассмотрев доводы, изложенные в информации, проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
На основании ч.2 Постановления Правительства РФ N728 от 26.08.2013 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N728 от 26.08.2013 г.) Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителе).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п.2 ст.3 Закона о контрактной системе).
Согласно обращению заявителя, конкурсная документация утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО "Весна" в сфере предпринимательской деятельности.
Требования, установленные в конкурсной документации, о предоставлении в качестве оценки контрактов, договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), ограничивают конкуренцию на соответствующем товарном рынке.
Уполномоченным органом в ЕИС 04.08.2021 г. в 19:20 ч. опубликован открытый конкурс в электронной форме N0179200001921000467 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Черкесск - Исправная - Сторожевая на км 15+500-17+600, км 19+000-20+400" (извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме - 04.08.2021 г. 19:20 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 51 757 400, 00 рублей.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 04.08.2021 г. 19:20 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 26.08.2021 г. 12:00 ч.; Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок - 27.08.2021 г. 15:00 ч.; Дата подачи окончательных предложений - 31.08.2021 г.; Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 01.09.2021 г. 15:00 ч.
На участие в конкурсе была подано 2 заявки.
13.09.2021 г. между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Дороги" заключен государственный контракт N2021.0050 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Черкесск - Исправная - Сторожевая на км 15+500-17+600, км19+000-20+400 на сумму 51 750 000, 00 рублей (далее - контракт N2021.0050).
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.2 ст.54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно п.3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных п.5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла" (п.8 Правил).
В силу п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П.11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п.27 Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный ч.16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 ст.34 и ч.56 ст.112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей: а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров); б) общее количество исполненных контрактов (договоров); в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно конкурсной документации, установлен следующий порядок оценки заявок:
1) цена контракта - значимость критерия 60%, коэффициент значимости 0,6;
2) квалификация участника закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 40%, коэффициент значимости 0,4.
При этом, согласно конкурсной документации оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется с учетом следующего показателя: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
При оценке учитываются исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог и/или искусственных дорожных сооружений.
В рамках данного показателя, Заказчик оценивает общую стоимость (в рублях) исполненных контрактов (договоров), принятых к оценке.
При оценке предложений учитывается опыт участника закупки по исполненным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Под контрактом (договором) сопоставимого объема понимается исполненный контракт (договор), стоимость которого составляет не менее 38 818 050 (тридцать восемь миллионов восемьсот восемнадцать тысяч пятьдесят) рублей 00 копеек. Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту (договору), а не в совокупности представленных исполненных контрактов (договоров).
Под контрактом (договором) сопоставимого характера понимается исполненный контракт (договор), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог и/или искусственных дорожных сооружений, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N223-ФЗ.
Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема (по каждому исполненному контракту (договору) подтверждается следующими документами в электронном виде:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Оценке не подлежат контракты (договоры), работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
В случае, если сумма выполненных работ, рассчитанная по актам приемки выполненных работ, не совпадает с ценой представленного контракта (договора), и при этом отсутствует соглашение (или иной документ, например решение суда) об изменении цены контракта (договора), выполненные работы по такому контракту (договору) при расчете не учитываются.
Под копией документа понимается документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки (дата, номер, наименование документа, подписи и печати (при наличии) сторон).
Представленные документы должны содержать печати (при наличии), подписи сторон. Представленные участником закупки контракты (договоры), исполнение которых не подтверждено указанными копиями документов в составе заявки, не учитываются при оценке, т.е. за них присваивается 0 баллов.
Оцениваются представленные участником закупки контракты (договоры), которые подтверждены электронными документами в составе заявки и указаны в заявке на участие в конкурсе (рекомендуемая форма 1. "Предложение об опыте участника закупки" прилагается).
Требования, установленные в приложении N1 к разделу 2 Информационной карты конкурсной документации, по нестоимостному критерию "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", определяемого по общей стоимости контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правилам Постановления Правительства Российской Федерации N1085 от 28.11.2013 г. Правовая позиция также подтверждается существующей судебной практикой, в частности, определением Верховного суда Российской Федерации N308-ЭС19-11278 от 11 июля 2019 года.
При этом, изучив указанный порядок оценки, Инспекция приходит к выводу, что Заказчиком в конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю N1 критерия N2, поскольку в конкурсной документации установлена исключительно минимальная стоимость контрактов (договоров) (не менее 38 818 050, 00 рублей), необходимых для получения баллов участниками закупки.
Таким образом, действия заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе, нарушают п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки руководствуется правилами, в частности, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчиком в Техническом задании конкурсной документации установлено, что требования к качеству работ, в том числе технология производства работ, методы производства работ, организационно-технологическая схема производства работ, безопасность работ на основе положений, в том числе ГОСТ 26804-2012.
В приложении N1 к Техническому заданию конкурсной документации установлен перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ, в том числе СП 131.13330.2012, СН 467-74, ВСН 3-81, ВСН 18-84, ВСН 5-81, ВСН 8-89, ВСН 29-76, ВСН 37-84, ВСН 103-74, ВСН 32-81, ВСН 19-89, ОДН 218.0.006-2002, ОДМ 218.1.002-2010, распоряжение Росавтодор NИС - 478 - р от 23.05.2002 г., постановление Госстроя Российской Федерации от 07.05.2001 г. N45, постановление Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 г. N6, приказ Минтранса N43 от 17.03.2015 г., ПНСТ 265-2018.
В приложении N1 Технического задания "Перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ" содержится примечание, где сказано, что, если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Инспекцией установлено, что ГОСТ 26804-2012 "Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия" утратил силу с 30.03.2021 г., СП 131.13330.2012 "Строительная климатология" утратил силу 01.08.2020 г., СН 467-74 "Нормы отвода земель для автомобильных дорог" утратил силу 16.11.2020 г., ВСН 3-81 "Инструкция по учету потерь народного хозяйства от дорожно-транспортных происшествий при проектировании автомобильных дорог" утратил силу 04.12.2020 г., ВСН 18-84 "Указания по архитектурно-ландшафтному проектированию автомобильных дорог" утратил силу 04.12.2020 г., ВСН 5-81 "Инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений" утратил силу 08.04.2021 г., ВСН 8-89 "Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог" утратил силу 11.03.2021 г., ВСН 29-76 "Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог" утратил силу 11.03.2021 г., ВСН 37-84 "Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ" утратил силу 11.03.2021 г., ВСН 103-74 "Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог" утратил силу 11.03.2021 г., ВСН 32-81 "Инструкция по устройству гидроизоляции конструкций мостов и труб на железных, автомобильных и городских дорогах" утратил силу 17.12.2020 г., ВСН 19-89 "Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог" утратил силу 08.04.2021 г., ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения" утратил силу 04.07.2018 г., ОДМ 218.1.002-2010 "Рекомендации по организации и проведению работ по стандартизации в дорожном хозяйстве" утратил силу 27.07.2020 г., распоряжение Росавтодор NИС - 478 - р от 23.05.2002 г. "Об утверждении сборника форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них" документ утратил силу 11.12.2017 г., постановление Госстроя Российской Федерации от 07.05.2001 г. N45 "Строительные нормы и правила Российской Федерации" документ утратил силу 19.06.2020 г., постановление Госстроя Российской Федерации от 12.01.2004 г. N6 "Об утверждении методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве" документ утратил силу 01.07.2021 г., приказ Минтранса N43 от 17.03.2015 г. "Об утверждении правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения" утратил силу 26.12.2018 г., ПНСТ 265-2018 "Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование нежестких дорожных одежд" утратил силу 15.05.2021 г.
Таким образом, действия заказчика, установившего требования при выполнении работ с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика в недействующей редакции, нарушают требования ч.3 ст.7, п.2 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Приказами,
Решила:
1.Признать в действиях заказчика Республиканского государственного казенного учреждения "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" нарушения ч.3 ст.7, п.2 ч.1 ст.33, п.п.1, 8 ч.1 ст.54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 28 сентября 2021 г. N 009/06/99-35/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021