резолютивная часть решения объявлена 24.09.2021 г.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия "Дирекция капитального строительства", действующего на основании доверенности от 26.04.2021 г. N510, а также при участии представителя ООО "ТехноАльянс", действующего на основании доверенности от 01.06.2021 г. б/н,
рассмотрев жалобу ООО "ТехноАльянс" (далее - Заявитель) на действия Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия "Дирекция капитального строительства" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме N0379200005021000037 "Поставка технологического оборудования для оснащения пищеблока по объекту: Республиканское государственное учреждение Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов, в г.Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика. Корректировка проекта" (далее - Аукцион), дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком не предоставлен ответ на запрос о разъяснении положений документации, направленный 10.09.2021 г. под N159829. На основании вышеизложенного, заявитель просит принять и рассмотреть жалобу ООО "ТехноАльянс" по существу; признать жалобу обоснованной; признать в действиях единой комиссии Заказчика нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе; выдать единой комиссии Заказчика предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители Заказчика, Акционерного общества "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан", в том числе ООО "ТехноАльянс" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "ТехноАльянс" дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
22 сентября 2021 года от заказчика представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО "ТехноАльянс", согласно которым 16.09.2021 в 14 ч. 40-м. заказчиком был осуществлен вход в личный кабинет на электронную торговую площадку АГЗ РТ, однако запрос от 10.09.2021 г. под N159829, на который обращает внимание заявитель, отсутствовал в личном кабинете. На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Рассмотрение жалобы ООО "ТехноАльянс" Комиссией осуществлено 23 и 24 сентября 2021 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "ТехноАльянс", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
09.09.2021 17:30 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0379200005021000037 "Поставка технологического оборудования для оснащения пищеблока по объекту: Республиканское государственное учреждение Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов, в г.Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика. Корректировка проекта" (извещение с изменениями о проведении электронного аукциона - 09.09.2021 17:30 ч.) для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 10 304 932,65 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 09.09.2021 17:30 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 17.09.2021 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 20.09.2021 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 21.09.2021 г.
На участие в электронном аукционе было подано 8 заявок, в результате рассмотрения первых частей 7 заявок не допущены к участию в аукционе, 1 заявка признана соответствующей требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 20 сентября 2021 года. В силу ч.8 ст.67 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно информации, представленной от Оператора электронной площадки, запрос о разъяснении положений документации, поступивший на электронную площадку от Заявителя, был направлен Заказчику 10.09.2021 г.
Вместе с тем, разъяснение положений документации об Аукционе Заказчиком в ЕИС не размещено как по запросу Заявителя, так и по иным трем запросам, поступившим в установленные сроки, а именно 09.09.2021 г., 10.09.2021 г, 13.09.2021 г.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признается обоснованным.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
При этом, из системного толкования изложенных положений Закона о контрактной системе следует, что под конкретными показателями понимаются указываемые участником электронного аукциона в первой части заявки значения показателей, которые позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком критериям в аукционной документации.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом, заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Условия документации об аукционе, в том числе инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, должны содержать ясные и четкие требования, допускающие однозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что, в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в товарах.
Вместе с тем, некоторые положения Инструкции по заполнению заявок являются противоречивыми, в связи с чем, потенциальным участникам закупки не представляется возможным заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Так, в Инструкции по заполнению заявок указано: "Участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает единицы измерения значений показателей, требования к которым установлены в Разделе 3 документации и настоящей инструкции по заполнению заявок. В случае, если Заказчиком единицы измерения размеров не указаны, считать, что они указаны в миллиметрах (мм)".
В позициях 10, 11 "Шкаф холодильный" Раздела 3 аукционной документации об аукционе Заказчиком в показателе "Толщина стенки корпуса" в значениях показателя не указаны единицы измерения.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанное положение Инструкции по заполнению заявок, устанавливающее необходимость указания участниками закупки единиц измерения, при этом позволяя Заказчику в Техническом задании не указывать единицы измерения, вводит участников закупки в заблуждение, не позволяют заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, согласно протоколу рассмотрения заявок от 20.09.2021 г., неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в документации об аукционе привело к необоснованному отказу в допуске к участию в аукционе участникам закупки под номерами 1639671, 1639684, 1639736, 1639766, 1639772, 1639819, которые по позициям 10, 11 "Шкаф холодильный" Раздела 3 аукционной документации.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Инструкцию, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно письму ФАС России NИА/44536/16 от 01.07.2016 г. в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений; сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехноАльянс" обоснованной.
2. Признать в действиях Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия "Дирекция капитального строительства" нарушения ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ч. 4 ст. 65, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Карачаево-Черкесскому республиканскому казенному предприятию "Дирекция капитального строительства", Единой комиссии Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия "Дирекция капитального строительства", Акционерному обществу "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 29 сентября 2021 г. N 009/06/106-286/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2021