На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N1576 от 01.10.2020 г.), приказов Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР "О проведении внеплановых проверок", Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Республиканского государственного бюджетного учреждения "Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" (далее - заказчик), Управления Карачаево-Черкесской республики в сфере закупок (далее - уполномоченный орган) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на предмет применения типового контракта, утвержденного приказом Минсельхоза России N140 от 19.03.2020 г., при проведении закупок способом электронного аукциона N0179200001921000412 "Свежие фрукты август - октябрь", N0179200001921000414 "Свежие овощи август - октябрь", N0179200001921000415 "Свежие овощи август - октябрь",
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила информация от Федеральной антимонопольной службы России о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях заказчика, уполномоченного органа при проведении закупок.
На основании п.2 ч.15 ст.99, ч.26 ст.99 Закона о контрактной системе для всесторонней проверки, Карачаево-Черкесским УФАС истребованы необходимые документы и сведения от заказчика.
Рассмотрев доводы, изложенные в информации, проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
На основании ч.2 Постановления Правительства РФ N728 от 26.08.2013 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N728 от 26.08.2013 г.) Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителе).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п.2 ст.3 Закона о контрактной системе).
1) Уполномоченным органом в ЕИС 09.07.2021 г. в 13:03 ч. опубликован электронный аукцион N0179200001921000412 "Свежие фрукты август - октябрь" (извещение о проведении электронного аукциона - 09.07.2021 г. 13:03 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 103 056, 86 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 09.07.2021 г. 13:03 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 21.07.2021 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 22.07.2021 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 23.07.2021 г.
02.08.2020 г. между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Горизонт-СК" заключен государственный контракт N0179200001921000412 на поставку свежих фруктов август - октябрь, на сумму 103 056, 86 рублей (далее - контракт N0179200001921000412).
В материалы проверки заказчиком представлены: извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0179200001921000412 от 22.07.2021 г.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.11 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения (далее - Типовые условия контрактов) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N606).
Пунктом 15 Постановления N606 установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта, ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Приказом "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания" N140 от 19.03.2020 г. (далее - Приказ N140) утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания.
Приложением N2 к Приказу N140 установлен перечень продуктов питания, а именно, показателей для применения типового контракта, а именно, код (коды) предмета контракта: по общему классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2); по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2); по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении аукциона и документации об электронном аукционе, объектом закупки является поставка свежих фруктов август - октябрь.
Коды КТРУ 01.22.22.000-00000002 - бананы, 01.23.12.000-00000003, 01.24.21.000-00000001 - груши, 01.24.25.000-00000001 - персики, 01.24.26.000-00000003 - нектарины, 01.24.27.000-00000003 - сливы; коды ОКПД2 01.25.11.000-00000003 - киви, 01.25.12.000-00000003 - малина, 01.13.21.000 - арбузы, 01.13.29.000 - культуры бахчевые прочие.
Инспекцией установлено, что закупаемые заказчиком продукты питания входят в перечень приложения N2 к Приказу N140, при этом заказчиком в проекте государственного контракта не установлены типовые условия контракта на поставку продуктов питания.
Таким образом, действия заказчика нарушают ч.3 ст.7, ч.11 ст.34 Закона о
контрактной системе.
2) Уполномоченный орган в ЕИС 09.07.2021 г. в 15:27 ч. опубликован электронный аукцион N0179200001921000414 "Свежие овощи август - октябрь" (извещение о проведении электронного аукциона - 09.07.2021 г. 15:27 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 160 144, 84 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 09.07.2021 г. 15:27 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 21.07.2021 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 22.07.2021 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 23.07.2021 г.
03.08.2020 г. между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Горизонт-СК" заключен государственный контракт N0179200001921000414 на поставку свежих овощей август - октябрь, на сумму 94 000, 00 рублей (далее - контракт N0179200001921000414).
В материалы проверки заказчиком представлены: извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, протоколы рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0179200001921000414 от 23.07.2021 г.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.11 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения (далее - Типовые условия контрактов) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N606).
Пунктом 15 Постановления N606 установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Приказом "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания" N140 от 19.03.2020 г. (далее - Приказ N140) утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания.
Приложением N2 к Приказу N140 установлен перечень продуктов питания, а именно, показателей для применения типового контракта, а именно, код (коды) предмета контракта: по общему классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2); по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2); по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении аукциона и документации об электронном аукционе, объектом закупки является поставка свежих овощей август - октябрь.
Код ОКПД2 01.13.51.120 - картофель столовый поздний; коды КТРУ 01.13.12.120-00000002 - капуста белокочанная, 01.13.32.000-00000002 - огурцы, 01.13.34.000-00000004, 01.13.41.110-00000003 - морковь столовая, 01.13.43.110-00000002 - лук репчатый, 01.13.49.110-00000003 - свекла столовая.
Инспекцией установлено, что закупаемые заказчиком продукты питания входят в перечень приложения N2 к Приказу N140, при этом заказчиком в проекте государственного контракта не установлены типовые условия контракта на поставку продуктов питания.
Таким образом, действия заказчика нарушают ч.3 ст.7, ч.11 ст.34 Закона о
контрактной системе.
3) Уполномоченным органом в ЕИС 12.07.2021 г. в 09:27 ч. опубликован электронный аукцион N0179200001921000415 "Свежие овощи август - октябрь" (извещение о проведении электронного аукциона - 12.07.2021 г. 09:27 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 91 230, 55 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 12.07.2021 г. 09:27 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 21.07.2021 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 22.07.2021 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 23.07.2021 г.
02.08.2020 г. между заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "Горизонт-СК" заключен государственный контракт N0179200001921000415 на поставку свежих фруктов август - октябрь, на сумму 91 230, 55 рублей (далее - контракт N0179200001921000415).
В материалы проверки заказчиком представлены: извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0179200001921000415 от 22.07.2021 г.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч.11 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения (далее - Типовые условия контрактов) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N606).
Пунктом 15 Постановления N606 установлено, что типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Приказом "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания" N140 от 19.03.2020 г. (далее - Приказ N140) утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания.
Приложением N2 к Приказу N140 установлен перечень продуктов питания, а именно, показателей для применения типового контракта, а именно, код (коды) предмета контракта: по общему классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2); по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2); по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении аукциона и документации об электронном аукционе, объектом закупки является поставка свежих фруктов август - октябрь.
Коды КТРУ 01.13.33.000-00000002, 01.13.39.110-00000003 - кабачки, 01.13.42.000-00000003 - чеснок свежий, 01.13.43.190-00000002 - лук свежий зеленый, 01.13.13.000-00000006 - капуста цветная, 01.13.19.000-00000002 - петрушка свежая, 01.13.19.000-00000006 - укроп свежий; коды ОКПД2 01.13.39.120 - кукуруза сахарная, 01.13.39.190 - культуры овощные плодовые прочие, не включенные в другие группировки.
Инспекцией установлено, что закупаемые заказчиком продукты питания входят в перечень приложения N2 к Приказу N140, при этом заказчиком в проекте государственного контракта не установлены типовые условия контракта на поставку продуктов питания.
Таким образом, действия заказчика нарушают ч.3 ст.7, ч.11 ст.34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Приказами,
Решила:
1.Признать в действиях заказчика Республиканского государственного бюджетного учреждения "Дом-интернат общего типа для престарелых и инвалидов" нарушения ч.3 ст.7, ч.11 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 29 сентября 2021 г. N 009/06/99-44/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2021