Резолютивная часть решения оглашена 27.09.2021 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройсервис" (далее - ООО "Стройсервис") на положения документации при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области с дорожными элементами и сооружениями на них (Гороховецкий р-н, Вязниковский р-н, Камешковский р-н, Ковровский р-н, Селивановский р-н, Суздальский р-н) (извещение N 0128200000121005531), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - ГБУ "Владупрадор" _ (доверенность от _), _ (доверенность от _), заявителя - ООО "СтройСервис" _ (доверенность от _).
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/31-888/2021 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "СтройСервис" (далее - заявитель, ООО "Стройсервис") на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области с дорожными элементами и сооружениями на них (Гороховецкий р-н, Вязниковский р-н, Камешковский р-н, Ковровский р-н, Селивановский р-н, Суздальский р-н) (извещение N 0128200000121005531).
По мнению заявителя, в данном случае неправомерно объединены в одной закупке объектов в 6 районах, не являющихся составной частью единой автомобильной дороги Сметная документация, приложенная к закупке также разбита на несколько самостоятельных объектов. Аукционная документация также не содержит данных о связи между объектами.
Таким образом, Заказчик без достаточных на то оснований укрупнил лот в данном конкурсе и сделано это было исключительно для ограничения количества участников закупки, так как повышение цены закупки ведет к увеличению требований к обеспечению заявки и опыту, предъявляемых к участнику. При этом невозможно технологически или функционально связать объекты, находящиеся на таком расстоянии.
Также заявитель полагает, что Заказчиком в неполном объеме описаны требования к объекту закупки, часть информации в аукционной документации отсутствует..
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, признать аукционную документацию не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика по существу жалобы пояснили следующее.
Указанная документация действующей сети автомобильных дорог подготовлена учреждением в соответствии с планом-графиком в ЕИС в сфере закупок и прошел контроль в порядке ст. 99 ФЗ 44 в управлении финансового казначейства Владимирской области.
На основании плана-графика закупка на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области с дорожными элементами и сооружениями на них (Гороховецкий р-н, Вязниковский р-н, Камешковский р-н, Ковровский р-н, Селивановский р-н, Суздальский р-н), утверждена приказом ГБУ "Владупрадор" от 24.08.2021 N 364 и в порядке, предусмотренном распоряжением администрации Владимирской области от 01.03.2018 г. N 133-р согласована Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области от 24.08.2021 г.
Предмет закупки сформирован заказчиком с учетом целей и задач, предусмотренных Государственной программой достижения заданных результатов и показателей по развитию современной, эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей снижение транспортных издержек, а так же условий для сохранения социальной стабильности, развития экономики путем удовлетворения спроса и доступности в автомобильных перевозках, включая вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Документация открытого конкурса в электронной форме в полном объеме соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", содержит все необходимые и достаточные сведения о закупке.
Объединение в один лот однородных работ на ряде объектов для их выполнения единым субъектом, обладающим необходимыми и достаточными ресурсами, не может являться нарушением Закона о контрактной системе. Закон о контрактной системе не содержит запрета на объединение в один лот выполнения однородных работ по разным адресам.
Перечень работ, входящих в оспариваемый предмет закупки охватывается единым понятием "ремонт автомобильных дорог", т.е. это однородные (аналогичные) технологически и функционально взаимосвязанные работы. Объединение заказчиком в предмет закупки выполнения ремонтных работ в разных административных районах Владимирской области вызвано необходимостью определения лучшего подрядчика, способного обеспечить выполнение работ с уровнем не ниже допустимого.
В пункте 3 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017 указано, что при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ, услуг.
Кроме того, согласно условиям проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации, допускаются промежуточные приемки выполненных работ, поэтому подрядчик вправе выполнить работы на одном участке дорог, сдать результаты выполненных работ Заказчику и приступить к работам на следующем участке, а, при наличии достаточных трудовых и материальных ресурсов выполнять работы одновременно на нескольких участках либо выполнять весь комплекс работ одновременно. Также предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций.
Таким образом, формирование предмета закупки в таком виде определено потребностями заказчика в выполнении работ надлежащего качества в целях выполнения задач, поставленных в рамках реализации Государственной программы "Дорожное хозяйство Владимирской области на 2014-2025 годы" (статья 12 Закона о контрактной системе).
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение закупок, сколько выявление в ходе торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Данные выводы подтверждены Определением Верховного Суда РФ от 29.01.2019 N 305-КГ18 -24303, от 31.05.2017 N 305-КГ17-5732, Постановлением Арбитражного Суда Московского округа от 06.06.2019 NФ05-4329/19 (дело N А40-131623/18).
В соответствии со ст.22 Федерального закона N44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована заказчиком посредством применения нормативного метода.
Данный метод основан на положении, установленном подпунктом 16 пункта 1.1.1. раздела 2 Устава государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области", утвержденного приказом департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимирской области от 07.08.2018 и согласованного департаментом имущественных и земельных отношений области от 10.09.2018. Приказом ГБУ автомобильных дорог администрации Владимирской области" от 17.01.2018 N11 а соответствующие нормативы утверждены.
Стоимость по конкретному наименованию вида работ обоснована заказчиком в Приложении N3 к конкурсной документации, что действующим законодательством не запрещено, в том числе отсутствует завышение или занижение цен.
На основании изложенного, представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как следует из аукционной документации, заказчику требуется выполнить работы по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных во Владимирской области.
Комиссия полагает, что работы по ремонту автомобильных дорог, входящих в объект данной закупки, являются единым процессом, имеют общее функциональное назначение и выполняются для достижения одной цели - обеспечения надлежащего содержания объектов транспортной инфраструктуры на территории Владимирской области.
Источником финансирования указанной закупки являются денежные средства, выделенные в рамках одной программы финансирования. Согласно порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, бюджетные ассигнования отражаются одной строкой и направляются на ремонт и содержание автомобильных дорог из утвержденного адресного перечня.
В объект закупки включены работы функционально и технологически связанных между собой автомобильных дорог муниципальных образований, находящихся на территории Владимирской области. Формирование закупки определялось потребностью заказчика в оказании услуг надлежащего качества с целью поддержания безопасного и бесперебойного движения на дорогах, их сохранности в соответствии с требованиями технических регламентов и нормативных документов.
Кроме изложенного, на основании части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенного положения Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Контрольный орган в сфере закупок установил факт того, что заявителем жалобы не было предоставлено объективных документов и достоверных доказательств, свидетельствующих о необоснованном укрупнении заказчиком объекта закупки, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими.
В силу изложенного, Комиссия полагает указанный довод жалобы необоснованным.
Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок и действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, разрабатывая документацию о закупке, заказчик руководствуется положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок с учетом специфики конкретной закупки, установленной в рамках отраслевого законодательства.
В соответствии с частью 24 статьи 22 и части 2 статьи 42 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области осуществляется по цене единицы работы исходя из Приложения N3 по нормативам отдельных видов работ по летнему и зимнему содержанию с использованием необходимых видов техники и согласно нормативных документов регулирующих требования к выполнению работ (Приложение 5 к Документации), исходя из перечня работ (Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области и Перечень мостов согласно Приложений N1, 2 к документации) на различных территориях области, в пределах значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. В приложении N 4 к документации также указан состав работ по содержанию, содержащий ссылку на номер норматива оплаты работ.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона N 44-ФЗ и п. 21 Информационной карты документации начальная (максимальная цена контракта определена ввиду невозможности обоснования цены методом сопоставления рыночных цен - используя иной метод.
Стоимость по конкретному наименованию вида работ обоснована заказчиком в Приложении N 3 к конкурсной документации, что действующим законодательством не запрещено, в том числе отсутствует завышение или занижение цен.
При этом нарушений каких-либо прав и интересов участника закупки, установленной в таком виде стоимостью, заявителем не указано.
По мнению Комиссия, в аукционной документации содержится достаточная информация о качественных, технических, функциональных характеристиках выполняемых работ, позволяющая потенциальным участникам закупки сделать вывод об объеме и характере выполняемых работ. Данное обстоятельство подтверждается также тем, что на участие в закупке была подана заявка и она была признана соответствующей требованиям законодательства и аукционной документации.
Таким образом, Комиссия полагает, что довод об отсутствии части информации в документации является необоснованным.
Согласно ч. 3 ст. 99 ФЗ N 44-ФЗ ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч.ч.5, 8 и 10 ст. 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 99 ФЗ N44-ФЗ установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключенным с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России и ее территориальных органов и не может быть предметом рассмотрения Комиссией.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройсервис" на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Владимирской области с дорожными элементами и сооружениями на них (Гороховецкий р-н, Вязниковский р-н, Камешковский р-н, Ковровский р-н, Селивановский р-н, Суздальский р-н) (извещение N 0128200000121005531) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 сентября 2021 г. N 033/06/31-888/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2021