Резолютивная часть объявлена 22.09.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 27.09.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
М.В. Мельников - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
Заявителя - ИП Позднышевой А.А.: П.Г. Киселева (по доверенности);
Уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": В.И. Белоговой (по доверенности); А.А. Писочнюк (по доверенности);
в отсутствии с представителей Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Калининградской области Нетиповая образовательная организация "Центр развития одаренных детей", уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ИП Позднышевой А.А. (вх. N 7155 от 15.09.2021) на действия уполномоченного учреждения - Государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов" при проведении электронного аукциона, предметом которого является Шифр: 27-2021-нр5189 Поставка оборудования: комплект оборудования для анимационной студии (извещение N 0335200014921003025) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 15.09.2021 поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии Уполномоченного учреждения при проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, единой комиссией Уполномоченного учреждения необоснованного была признана не соответствующей требованиям Аукционной документации его заявка, в обосновании своей позиции, приведены следующие доводы.
1. В силу буквального толкования пунктов 2, 2.1 постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 следует, что запрет распространяется только лишь на программное обеспечение, реализуемое на материальных носителях или в электронном виде по каналам связи.
Программное обеспечение, указанное в пунктах 1.19.2 и 2.21.2 Технического задания, является предустановленным. На материальных носителях или в электронном виде оно не реализовывается и не подлежит реализации, в связи с чем, на него по мнению Заявителя не распространяется запрет, установленный постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236, поскольку предметом закупки является именно поставка оборудования, а не программного обеспечения.
2. Как полагает Заявитель, Заказчиком в отношении программного обеспечения, указанного в пунктах 1.19.2 и 2.21.2 Технического задания составлено отдельное обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно Постановлению Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в связи с чем на данное программное обеспечение, запреты, установленные статьёй 14 Закона о контрактной системе, не распространялись.
3. В нарушение положений Постановления N 925, а также положений Приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н в составе одного лота содержались товары, как входящие в установленные данными нормативными актам перечни, так и не входящие в них, что привело к нарушению конкуренции, незаконно создало участникам препятствия к участию в торгах.
4. Для отклонения заявки по основаниям, предусмотренным статьей 14 Закона о контрактной системе, нормативно-правовыми актами, принятыми Правительством РФ, должны быть установлены соответствующие основания и порядок отклонения заявок, в постановлении Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 такие основания не указаны, соответственно у единой комиссии Уполномоченного учреждения отсутствовали основания для отклонения заявки по указанному в протоколе основанию. Также пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предполагает наступление иных последствий, а не отклонение заявки.
5. По мнению Заявителя, ни статья 14 Закона о контрактной системе, ни постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 не предусматривают предоставления документов, подтверждающих внесение программного обеспечения в соответствующий реестр российский программ, поскольку сведения реестра являются открытыми. Положения статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривают только необходимость подтверждения страны происхождения товара, данное требование было Заявителем соблюдено.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Уполномоченного учреждения на заседании Комиссии с доводами жалобы Заявителя не согласились, пояснили следующее.
Предметом настоящего Аукциона являются товары, включенные в перечень товаров, в отношении которых приказом Министерством финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н определены условия допуска.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в отношении такого программного обеспечения, указанного в пунктах 1.19.2, 2.21.2 технического задания (Таблица 1. Состав комплекта)".
Согласно пункту 2 (2) постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236:
подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных;
подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных.
В соответствии с пунктом 37 Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 (далее - Правила), сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными. Пунктом 38 Правил предусмотрено, что доступ к сведениям, содержащимся в реестре, обеспечивается путем размещения сведений на официальном сайте, и предоставления оператором реестра безвозмездно по запросам заинтересованных лиц.
Любое заинтересованное лицо, в том числе единая комиссия Уполномоченного учреждения, вправе ознакомиться со сведениями, размещенными в реестре российских (евразийских) программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр).
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 не устанавливают документ, представляемый в качестве декларации о наличии в Реестре сведений о программах для электронных вычислительных машин и баз данных.
Таким образом, единая комиссия Уполномоченного учреждения допускает участника закупки, продекларировавшего в составе своей заявки о наличии в Реестре сведений о программах для электронных вычислительных машин и баз данных, в случае если заказчиком был установлен запрет на допуск товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236.
В представленной Заявителем заявке, а именно первой и второй части на участие в Аукционе отсутствуют сведения, позволяющие проверить информацию о наличии предлагаемого к поставке программного обеспечения, указанного в пунктах 1.19.2, 2.21.2 Технического задания (Таблица 1. Состав комплекта) в Реестре.
Кроме того, обжалование положений Аукционной документации возможно только до окончания срока подачи заявок. Обжалуя действия единой комиссии Уполномоченного учреждения о несоответствии своей заявки, Заявитель также обжалует положения Аукционной документации.
Вместе с тем, каких-либо запросов на разъяснение положений Аукционной документации ни от Заявителя, ни от других участников закупки не поступало.
На основании изложенного, Уполномоченного учреждение полагает, что доводы жалобы Заявителя несостоятельные и необоснованные, в связи с чем, не подлежащие удовлетворению в полном объеме.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
27.08.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335200014921003025 и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 133 000,00 рублей.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 устанавливается запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236).
В пункте 18 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" Аукционной документации установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, а именно:
"Предметом настоящего аукциона в электронной форме являются товары, включенные в перечень товаров, в отношении которых приказом Министерством финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также Приказ N 126н) определены условия допуска (Приложение N2)
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в отношении такого программного обеспечения, указанного в пунктах 1.19.2, 2.21.2 технического задания (Таблица 1. Состав комплекта)".
В пункте 2 пункта 20 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" Аукционной документации содержатся требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению, так вторая часть заявки на участие в аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе:
документы, подтверждающие соответствие участника и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ:
- декларация, подтверждающая наличие в реестре российского программного обеспечения, реестре евразийского программного обеспечения сведений о программе для электронных вычислительных машин и баз данных с указанием порядкового номера реестровой записи в отношении такого программного обеспечения, указанного в пунктах 1.19.2, 2.21.2 технического задания (Таблица 1. Состав комплекта);
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 69 Закона контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 7 статьи 69 Закон о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 10.09.2021 N0335200014921003025-3 рассмотрев вторые части заявок на участие в аукционе, поданные всеми участниками аукциона, принявшими участие в аукционе, и ранжированные в соответствии с частью 18 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44), единая комиссия приняла решение о несоответствии заявки на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе:
"Идентификационный номер заявки - 110475191 ИП ПОЗДНЫШЕВА АНЖЕЛА АНАТОЛЬЕВНА (Заявитель) со следующим обоснованием решения, пункт 3 части 6 статьи 69 ФЗ N 44, подпункт 6 Л .6 пункта 6 раздела 1 "Аукцион в электронной форме (общие условия проведения аукциона в электронной форме)", пункт 18 и пункт 20 раздела 2 "Информационная карга аукциона в электронной форме" документации об аукционе:
- заявка на участие в аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 ФЗ N44.
Предметом настоящего аукциона являются товары, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, в отношении которых устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236), принятого в соответствии со статьей 14 ФЗ N44.
В представленной данным участником закупки заявке на участие в аукционе отсутствует подтверждение наличия в реестре российского программного обеспечения, реестре евразийского программного обеспечения сведений о программе для электронных вычислительных машин и баз данных с указанием порядкового номера реестровой записи в отношении такого программного обеспечения, указанного в пунктах 1.19.2, 2.21.2 технического задания (Таблица 1. Состав комплекта)".
В пункте 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 указано, что устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В письме Минфина России от 07.06.2019 N 24-01-07/41760 разъяснено, что исключений для случаев приобретения заказчиком компьютерного оборудования с предустановленным программным обеспечением не установлено, соответственно запрет, установленный постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, распространяется и на такие закупки.
Пунктом 2(2) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлено, что в целях реализации настоящего постановления:
- подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных;
- подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного учреждения пояснили, что в результате рассмотрения первой и второй частей заявки Заявителя, сведения, которые позволяли бы проверить информацию о наличии предлагаемого к поставке программного обеспечения в Реестре не были выявлены.
Комиссией проанализирована вторая часть заявки участника закупки с идентификационным номером - 110475191 ИП Позднышевой А.А. (Заявитель). Комиссия приходит к выводу, что действия единой комиссии Уполномоченного учреждения по вопросу принятия решения о несоответствии заявки с идентификационным номером - 110475191 ИП Позднышевой А.А. (Заявитель) требованиям, установленным Аукционной документацией на основании пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, в связи с непредставлением информации, предусмотренной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, не нарушает требований Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя, связанные с отклонением его заявки являются необоснованным.
Кроме того, Комиссия обращает внимание, что жалоба на положения Аукционной документации, по вопросу формирования лота, в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе могла быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок, а именно до 06.09.2021 11:00, данным правом податель жалобы ИП Позднышева А.А. (вх. N 7155 от 15.09.2021) не воспользовалась, также, запросов на разъяснение положений Аукционной документации не подавала.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Позднышевой А.А. необоснованной.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: М.В. Мельников
О.И. Филатов
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 27 сентября 2021 г. N 039/06/69-1087/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2021